Состав: Елена Новикова Леонид Новиков Александр Молчанов Тарас Лужецкий
Биография
Пионеры и главные популяризаторы нео-готики на клубной сцене Питера
90-х, группа PARA BELLUM прошла долгим и весьма причудливым путём,
прежде, чем обрела собственный стиль и сформулировала мелодический
язык, позволивший ей привлечь внимание широкой публики. Достаточно
отметить, что один лишь инкубационный период - от первой репетиции до
дебюта на сцене - затянулся у PARA BELLUM на пять долгих лет!
Как идея PARA BELLUM был задуман весной 1992, когда студент факультета
журналистики Петербургского Университета Леонид Новиков, в то время уже
начинавший сотрудничать с появившейся в Питере годом раньше музыкальной
газетой «Rock Fuzz» (где он публиковался как Леонид Фомин), и гитарист
Алексей Писарев, которых познакомил барабанщик популярных в те годы THE
NOIZES Александр «Бист» Якимов, решили реализовать на практике свои
взгляды на современную музыку. Новиков сочинял тексты и пел (для чего
ему пришлось даже брать уроки вокала), музыку и аранжировки компаньоны
придумывали вместе. Их музыкальные пристрастия лежали, преимущественно,
в области тяжёлых жанров: гранджа, хард-рока, арт-кора, которые тогда
находились на пике популярности, однако, делившая время между учёбой и
газетой группа (одно время она даже репетировала прямо в её редакции)
долго не могла стабилизировать состав.
За следующие три года
«Rock Fuzz» из нерегулярной газетки превратился в ежемесячный журнал, а
Лёня Фомин стал одним из его руководителей. Между тем, и в судьбе
группе наметился прогресс: в октябре 1995 она обрела своё нынешнее
название (от латинской пословицы «para pax para bellum» - «хочешь мира
- готовься к войне» или одноименной марки огнестрельного оружия) и
первый регулярный состав, в который вошли Глеб Тарабутин, бас, и
Александр Сагайтис (экс-ДУКАКИС-PARTY, METAMORPHOSES), барабаны. Глеб,
к слову, вскоре тоже стал активным автором журнала. С этого момента
PARA BELLUM превратился в реальную группу. Свой первый концерт
PARA BELLUM дал в ноябре 1997 в клубе «Лесопилка», в рамках небольшого
фестиваля при участии групп из Питера, Новосибирска и Бреста. Второй -
две недели спустя всё в той же «Лесопилке» - когда клуб предложил им
разогревать публику для культовой гранджевой группы ДЖАН КУ. В первой
половине 1998 PARA BELLUM дал серию концертов в клубе «Молоко» и в
бывшем помещении Ленинградского Рок-клуба на Рубинштейна, 13, как
правило, вместе с другими клубными группами, включая ЗАБАВЫ
ПРОСТОЛЮДИНА, НЭП, ПЕППИ и т.д.
В начале лета место
отправившегося открывать Америку Тарабутина занял опытный музыкант,
журналист, знаток и пропагандист гаражного рока и бита Алексей Ершов, в
разное время участник групп ЛАВСАН, THE NOIZES, SS-XX, YELLOW PILLOW,
UNDERGROUND SUNBURN и т.д. В августе 1998 группу покинул и Сагайтис, а
новым барабанщиком стал Андрей Андрюшко (ех-РЕЗЕРВАЦИЯ). В конце осени
Тарабутин вернулся из Штатов на свой пост в PARA BELLUM, а Ершов
продолжил популяризацию корневой рок-культуры с YELLOW PILLOW.
К началу 1999 PARA BELLUM дорос до статуса хэдлайнера концертов в том
же «Молоке», а также участвовал в мини-фестивалях на сцене клубов
«Полигон» и «Лайза». 24 ноября 1999 группа презентовала в «Молоке» свой
первый междисциплинарный проект: совместную акцию с питерскими
художниками Галиной Самариной и Николаем Скрылем, названную ими
«Аудиовизуализация Фундаментальных Параметров Сознания». Помимо них
участие в акции приняли художники Александр Кляйн (Мюнхен, Германия) и
Максимилиан Рецц (Рим, Италия), а также группы MINA и CONTRIVA
(Германия).
В декабре 1999 в рядах PARA BELLUM появился
клавишник Степан Славин, параллельно игравший со своей
экспериментальной группой VIDNA NEBO. Этот состав в начале января
дебютировал в студии «Добролёт», впервые записав две своих песни
(звукорежиссёр Александр Мартисов). Неделей позже группа приняла
участие в фестивале «FuzzFest», проходившем под эгидой журнала «Fuzz»
на сцене «Юбилейного», где она - помимо собственного материала -
исполнила кавер хита Игги Попа «Passengers». 14 апреля 2000
группа выступила на одной из сцен международного фестиваля Сергея
Курёхина «S.K.I.F. 4», проходившем в питерском театре «Балтийский Дом»;
20 мая отметилась на фестивале «Rocket To Russia» в клубе «Спартак» при
участии москвичей Н.А.И.В. и американцев Marky RAMONE & THE
INTRUDERS (в рядах последних играл бывший барабанщик THE RAMONES, один
из альбомов которых и стал названием всей акции).
В мартовском
номере журнала «Fuzz» (2000) был опубликован первый большой материал о
PARA BELLUM, а в изданный в том же мае сборник «FuzzBox Vol. 10» была
включена их песня «Пять Минут Любви». Стиль группы в это время всё
больше смещался в направлении готики, что и послужило причиной первых
серьёзных разногласий в её рядах. В июле с PARA BELLUM расстался один
из отцов-основателей Алексей Писарев, а его место занял общий приятель,
тату-мастер и экс-гитарист группы DEAD MAN (или МЕРТВЕЦ) Тарас
Лужецкий. Это, однако, не спасло ситуацию, и в конце сентября PARA
BELLUM распался.
Славин и примкнувший к нему Тарабутин
продолжали работать как VIDNA NEBO; Андрюшко стал участником группы
ТАНКИ, а Новиков начал подыскивать новых музыкантов. Почти сразу на его
пути встретился профессиональный гитарист Алексей «Алекс» Шпынёв,
который во второй половине 80-х прошёл через ряды НОКАУТА, СЕЙФА и
ЛЕГИОНА, в 90-х был участником СТИЛЯ Сергея Наветного, а также
возглавлял группы ОРДЕН и SHRM SOUND. В конце десятилетия он на время
покинул музыку, но осенью 1999 организовал студийную (а позднее и
концертную) группу НАМБА ВОН вместе с известным музыкантом, издателем и
диджеем радиостанции «Модерн» Геннадием Бачинским (экс-ДЕПУТАТ БАЛТИКИ,
ХИМЕРА, Абдыла Рекордз).
Изначально Шпынёв был приглашён в
PARA BELLUM как саунд-продюсер, однако, сразу же начал генерировать
конструктивные аранжировочные идеи, логично заняв место
лидер-гитариста. По его рекомендации за барабаны был призван тогдашний
участник НАМБА ВОН Михаил Харченко, а бас-гитару взял в руки Дмитрий
Турьев, ранее игравший кавера с RED FOX, JACK DANIELS и SHUTTLE TRAIN.
В течение двух октябрьских недель радикально обновлённая группа заново
аранжировала материал будущего альбома. В том же октябре на студии
Acoustic Line звукорежиссёр Вадим Рокицкий при участии Олега Дегтярёва
записал и свёл одноименный дебютный альбом PARA BELLUM. Партии
клавишных в студии исполнила Настя Бартенева, менеджер различных групп
(МИНОРНОЕ ПОЛЕ, ЛЁНИЧ-БЭНД и т.д.), а также организатор множества
клубных концертов и фестивалей.
17 ноября 2000 альбом «Para
Bellum» был презентован в клубе «Молоко», где дебютировала новая
клавишница группы Елена Сорокина. Альбом был издан на кассетах и
компакт-дисках под специально созданным для этого лэйблом Fuzz Records
и распространялся среди подписчиков с очередным номером журнала. Альбом
стал свидетельством того, что PARA BELLUM, наконец-то, нашли свой
стиль, который можно было классифицировать как готик-металл, а его
песни разных лет, до этого звучавшие достаточно эклектично, приобрели
единое аранжировочное оформление. Помимо песен группы, диск включал
неожиданный кавер пикниковского «Телефона», сделанный в жёсткой
готической манере, а также два ремикса от VIDNA NEBO и электронщиков
BAD TRIP.
Однако, Шпынёв ещё в 80-х не зря заработал репутацию
«разрушителя групп»: после первых же выступлений PARA BELLUM Mark II,
он начал методично и целенаправленно навязывать группе свои музыкальные
идеи, чем вызвал в её рядах раскол. Как следствие, в феврале 2001 и
вторая версия PARA BELLUM прекратила существование: Шпынёв и Харченко
вернулись в НАМБА ВОН, Турьев позднее стал участником СОЛНЕЧНОГО УДАРА,
Сорокина репетировала с КС, а весной 2002 присоединилась к ВРАГАМ.
Тем не менее, в августе 2001 старый приятель и коллега Новикова Алексей
Ершов предложил ему реанимировать PARA BELLUM. В строй вернулся ещё
один ветеран группы Алексей Писарев, и той же осенью она, сменив
начертание своего названия на PARA BELLVM, возобновила репетиции. В
октябре 2001 за барабанами появился Валерий Класович из групп ОЧИСТНЫЕ
СООРУЖЕНИЯ, THE SODS и МОЁ ЗЕЛЁНОЕ СОЛНЦЕ. Несмотря на то, что
большую часть 2001 PARA BELLVM, фактически, провёл в состоянии
анабиоза, по итогам голосования на сайте spbclub.cool.ru он был признан
самой интересной группой года. Тогда же музыканты начали готовить новую
концертную программу и свой второй альбом.
11 января 2002 PARA
BELLVM разогревал арену «Юбилейного» для очередных гостей с Запада,
группы TO/DIE/FOR. На протяжение года они регулярно выступали в
питерских клубах, в сентябре 2002 опять сменили барабанщика: место
Класовича, который воссоединился со своими коллегами по ОЧИСТНЫМ
СООРУЖЕНИЯМ в новой группе КЕНГУРРУ, занял Дмитрий Никулин из
ИНКОГНИТО, а чуть раньше опять стали квинтетом, вернув в свои ряды
Тараса Лужецкого.
21 декабря того же года PARA BELLVM - вместе
с группой энтузиастов с «Radio Inferno Projekt» - устроили первый в
Питере фестиваль готической музыки. Он состоялся в клубе «Red» и собрал
на своей сцене целый букет звёзд и интересных дебютантов - от
легендарных архангелогородцев из MOON FAR AWAY и молодых москвичей
CHILDREN OF THE GUN до питерских ЛУНОФОБИИ, VIDNA NEBO и THEODOR
BASTARD. В 2003 группа завершила-таки работу над своим вторым
студийным альбомом «Вечный лёд» (он был издан KDK Records), 5 декабря
провела II фестиваль в рамках программы «Radio Inferno», а в состав
PARA BELLVM влился гитарист и клавишник Владимир Авдеев (экс-БАОБАБЫ,
SALTO MORALE), который принял деятельное участие в сочинении музыки и
её аранжировках. Весь следующий год они посвятили своей реорганизации и
работе над новой программой; единственными крупными акциями стали
появление группы в качестве гостей на третьем фестивале «Radio Inferno»
(декабрь 2004) и выступление на разогреве у LAKE OF TEARS в следующем
марте - к тому же, в конце 2004 Новиков, наконец, покинул «Fuzz»,
взявшись за создание российской версии легендарного журнала «Rolling
Stone», первый номер которого увидел свет в середине 2005.
К
этому времени PARA BELLVM покинул деятельный Ершов, которого пригласила
молодая группа гаражного рока THE KING KONGS. На посту бас-гитариста
его - довольно неожиданно для многих - осенью 2005 сменила жена
Леонида, Елена Станкевич, в недавнем прошлом, участница фолк-панк
группы ИВА НОВА. Этот год оказался продуктивен и в отношении
звукозаписи: в 2005 PARA BELLVM записал сингл «Завтра», а также принял
участие в проекте «Новая Звуковая Дорожка», в рамках которой сочинил
новый саундтрек к классической немой киноленте Евгения Бауэра «Жизнь за
жизнь» (1916).
Год 2005-й завершили совместное выступление
PARA BELLVM с группой THE 69 EYES (сентябрь) и поездка на фестиваль
«Schwarzes Dresden VI» в Германии (ноябрь). В последний на сегодня
состав группы - помимо четы Новиковых и Лужецкого - вошли гитарист
Александр Молчанов и барабанщик Сергей «Томас» Егоров (экс-ANIMAL
ДЖАZ). Осенью 2006 года, Егоров покинул коллектив, а остальные
участники PARA BELLVM решили продолжить деятельность без барабанщика.
Информация была любезно предоставлена музыкантами группы. Автор биографии: Андрей Бурлака, www.rock-n-roll.ru
Дискография: «Жизнь за жизнь», 2006 год. CD «Завтра», 2005 год.CD- EP «Вечный Лед», 2003 год. CD «Para Bellum», 2000 год. CD
Трибьюты и сборники: 2006 - Radio Inferno антология петербургской готики - «Вечный Лед» 2005 - Russian Existence tribute to project pitchfork - «Hunted» (project pitchfork) 2005 - Андрей Петров XXI века - «Баллада о рыбаке» (Андрей Петров) 2004 - Colours of black russian dark scene compilation - «Свет» 2003 - Нечужие дети «Как папа застрелил мне хорька» - «Анна» live 2003 - FuzzBox vol.15 - «Вечный Лед» 2000 - FuzzBox vol.10 - «Пять минут любви» 2000 - BombaTicket - «Тоннель»
Клипы: 2005 - Жизнь за Жизнь 2005 - Давай притворимся 2005 - Что я буду делать завтра 2000 - Тоннель