Вы
наверняка не раз встречали на улице этих странных персонажей. Молодой
человек с огромным бутафорским мечом в рюкзаке, девушка в черном плаще
до пят и кричащем гриме, подростки с рюкзачками в виде героев японской
мультипликации, молодые люди, общающиеся между собой на кричаще
«неправильном» русском языке, неформалы с разноцветными ирокезами на
голове. Готы, панки, любители аниме, фанаты, «подонки», «жертвы
корпораций», толкиенисты, блоггеры… Члены новых российских сообществ,
столь же неизвестных, загадочных и интригующих среднестатического
гражданина, как папуасы Новой Гвинеи — Миклухо-Маклая или очередная
редкая, занесенная в Красную книгу тварь — Николая Дроздова.
Они
живут своей закрытой формацией, презирая каноны «нормального» общества.
У них все свое, эксклюзивное — идеология, атрибутика, цели и средства
существования. Стадное чувство для них — не ругательное понятие, а
способ найти себя в этом мире. Они принимают в свои ряды близких по
духу людей, знакомятся, влюбляются, творят в рамках своей эксклюзивной
субкультуры. Они редко допускают в свой мир посторонних.
Характерные признаки
Мрачные,
депрессивные люди в черном. Любят мистику, кладбища и угнетающую
тяжелую музыку. Читают страшные романы и часто думают о загробном мире.
Романтизируют смерть. Хотят быть похожими на утопленниц, вурдалаков и
прочую «нежить» нарочито белыми лицами, черными кругами вокруг глаз и
линзами с глазами-точками. Отдельные виды тяготеют к вампирской
эстетике. Удлиняют себе клыки или передние зубы. Особо впечатлительные
всерьез считают себя вампирами и верят в свое сверхъестественное
происхождение.
Среда обитания и повадки
Ночью (по слухам) —
кладбища и прочие культовые места.За любовь к смерти их боятся и
обижают. Приписывают танатофилию — восприятие смерти как фетиша,
сомнофилию — любовь к сексуальным играм, в которых партнер притворяется
трупом, и прочие не менее мрачные фобии. Рассказывают, что истинной
готессой можно стать, лишь лишившись девственности на могиле.
Сторонники таких крайних мер есть, но не все новоявленные готы
действительно хотят побыстрее оказаться в земле. Большинство
ограничивается ролью наблюдателя. Ходят на кладбище не выбирать себе
место, а любоваться старинной загробной архитектурой.
Готов иногда
путают с сатанистами за мрачный образ и любовь к потустороннему. Часто
ошибочно. Гот может быть христианином, мусульманином или буддистом.
Встречаются и атеисты, и те, кто верит в себя. Некоторые просто гадают
на картах и вызывают духов по ночам.
Борьба за выживание
Готов
часто подозревают в ее намеренном отсутствии. Они действительно
идеализируют смерть, но при этом… тоже любят жить, только с надрывом.
Суть их идеологии — смакование боли и страданий, так что смерть надо
еще выстрадать. Позитив в общем понимании ничего не значит для
настоящего гота. Наоборот, ему приятно упиваться своим несчастьем,
реальным или надуманным. Проблемы в жизни помогли создать свою
философию, в которой счастливые представляются ограниченными, а
несчастные — свободными. Обратное понимание вещей — способ выразить
себя и найти свое место в жестоком мире. В этом понимании уныние — не
христианский грех, а естественное состояние.
Способы добывания духовной пищи
Прекрасное
они чувствуют по-своему: пишут стихи, рисуют картины, создают группы и
свою особую культуру. Культурный аспект немаловажен. Ведь все
готическое движение — не в последнюю очередь порождение культуры.
Все
начиналось с музыки. В конце 70-х на смену панку пришел постпанк.
«Темные панки» ввели моду на андрогинность среди мужчин. Они сделали
пирсинг эстетикой, а грим и маникюр — неотъемлемой частью внешнего
вида. Они создали образ, который позже окрестили готическим.
В
1979-м вышел сингл группы Bauhaus «Смерть Бэлы Лугоши». В песне
говорилось о венгерском актере, прославившемся в роли графа Дракулы в
1931 году. Многие готы услышали песню в фильме «Голод» с Дэвидом Боуи и
Катрин Денев. Герои картины, современные вампиры, пьют кровь, надрезая
горло жертвы ножиком в форме Анка — египетского символа вечной жизни. С
тех пор Анк стал главным фетишем готов, а припев песни — их девизом:
Goths Undead (готы не мертвы).
После выхода сингла одна за
другой стали появляться готические группы — The Shroud, Rosetta Stone,
London After Midnight. Новая формация людей со своим мировоззрением и
четкими представлениями о субкультуре проявила интерес к особым видами
искусства: готическим романам, архитектуре, мрачному арту. Любимцами
неформалов стали Эн Райс — автор вампирских новелл, Эдгар По и Лавкрафт.
Есть
у готов и «свое» кино. Из классики — немые фильмы ужасов начала XX
века: «Носферату», «Кабинет доктора Калигари». Из позднего — «Жучиный
сок», «Эдвард руки-ножницы». Любимые актеры — Бела Лугоши, Питер
Кашинг, Борис Карлов, Кристофер Ли, Кристина Риччи, Джонни Депп и
Брэндон Ли. Есть и культовый мультфильм: «Ночной кошмар перед
Рождеством» Тима Бартона.
Классификация видов
Внешний вид для
готов — фетиш и символ принадлежности к «своим». Но просто одеться во
все черное недостаточно. У разных деталей гардероба — своя философия и
смысловая нагрузка.
Есть, например, готы «антикварные». У дам —
прически-корабли на голове, ноги путаются в пышных юбках. На оголенной
шее и кистях никаких шипов, только серебро и камни. Простоволосые
мужчины — в камзолах, белых рубашках с жабо, плащах и остроносых
туфлях. Неслучайно таких еще называют романтик-готы.
У
«андрогинных» готов тоже своя романтика. На лице — грим. На теле —
юбка, на руках — рваные колготки. Вот и думайте, кто это — гот или
готесса. Кибергот — существо с торчащими проводами, железными вставками
и в обтягивающем комбезе из латекса или винила. «Киберы» близки по
внешнему виду фетиш-готам. «Фетиши» тоже во всем обтягивающем и даже
кислотном. Есть еще, не поверите, «готы — рабы корпораций» — работники
крупных компаний. Бедолаги вынуждены одеваться прилично — в черные
костюмы и старомодные рубашки. И все-таки самый неординарный гот —
фрик. Пирсинг на всех частях тела, начесы на волосах кислотного цвета.
Огромные бутсы на высокой платформе тянут ноги к земле, а макияж
напоминает маску индейца.
Одеться готу— большая проблема.
Средневековые платья и камзолы на рынке не купишь, а в одних рваных
колготках на улицу не выйдешь. Интернет пестрит вопросами: «Где же
одеться готу?». И ведь находят выход! Самые смелые и догадливые готки
отправляются в… секс-шоп. Десятка за закрытые глаза охранника, и перед
ними — вполне доступный по ценам ассортимент: латексные и кружевные
перчатки, корсеты, чулки. Многое из этого достается и их вторым
половинам.
Готы сознательно придумали свой стиль и нечаянно —
целую моду. Сегодня их эпатажный внешний вид превратился в особый
гламур для прочих членов общества. Одеваться «под гота» стало модно.
Черным лаком красят ногти даже формальные бизнес-леди, а платья с
закосом под средневековье встречаются на светских раутах. И все-таки
это так — баловство, веяние моды. У готов же все серьезно.
…Отношение
представителей «нормального» общества к готам разное, но чаще —
негативное. Одни боятся, другие искреннее жалеют «заблудшие души».
Родители и вовсе бьют тревогу: смерть — не лучший синоним к слову
«ребенок». И все же готика — не приговор. Это скорее игра, в которую
только что ставшие «взрослыми» превращают свои страхи. Проблемы в ней —
шахматы. Они движутся по черно-белому полю, такому же, как грим
игроков, и часто к концу партии исчезают. А у юношей и девушек есть все
шансы смыть темную краску с лица и стать собой, храня память об
эксцентричной молодости. Главное — не заиграться до смерти.
Подтекст
Кандидат медицинских наук, психиатр Александр ЛИТВИНОВ:
—
Мотивы, побуждающие человека примкнуть к тому или иному сообществу,
могут быть сознательно объяснимые и бессознательные. Есть два уровня
бессознательной сферы нашей психики. Первый, более поверхностный, —
личное бессознательное, обращаясь к которому человек из всего
многообразия молодежных группировок выбирает одну. В большинстве
случаев это может быть связано с ранними впечатлениями: поразившая в
детстве картина, произведение архитектуры, что-то, к чему тянет, что
ассоциируется у человека с местом, где ему хорошо и интересно, где он
чувствует себя наиболее защищенным. На личном бессознательном уровне
среди молодежных течений он будет выбирать те, где есть эти элементы.
С
точки зрения личного бессознательного тема смерти и страхов, связанных
с ней и естественных для любого человека, принимает в готическом
мировоззрении гротескную форму. Срабатывает психологический механизм
обращения в противоположность: ты делаешь игрой то, чего боишься. Страх
смерти как небытия и нарушения телесной целостности, прибегание к
способам психологической защиты — это «обращение в противоположность» и
«идентификация с агрессором». Эти страхи свойственны всем нам, и,
защищаясь от них, пытаясь их «расколдовать», мы прибегаем, например, к
«черному» юмору.
Более глубокий и обширный пласт, впервые описанный
Карлом Густавом Юнгом, — это бессознательное коллективное. У каждого
человека, независимо от унаследованных семейных и национальных
традиций, есть сфера бессознательного, в которой в закодированной форме
хранится информация обо всем, что было создано человечеством. В
критические моменты мы, не находя разумного, рационального способа
решения проблем, бессознательно устремляемся к этому пласту, чтобы,
почерпнув его психологическую составляющую, получить ресурсы
саморегуляции. Используя их, человек может стать, в частности,
приверженцем той или иной субкультуры.
Готическое мировоззрение —
психологическая самозащита и стремление мыслящих одинаково людей
сплотиться и почувствовать себя лучше. Это может быть хорошей
психотерапией, пусть даже стихийной. Объединяясь, эти ребята проходят
через кризис идентичности, обретают самостоятельность, которая
понадобится им в их будущей, уже взрослой жизни.
Депрессия для гота
— далеко не всегда медицинское понятие, а прежде всего имя
нарицательное, часть имиджа. Конечно, есть люди, которые приходят в
субкультуру, чтобы найти в ней экран для проецирования своих
депрессивных настроений. Чтобы помочь им избавиться от проблем, можно
использовать «лечебный разговор», свободный от морализаторства и
осуждения.
Тактика «держать и не пускать» по отношению к человеку,
стремящемуся в готику, не принесет успеха. Если поведение его вызывает
беспокойство, необходимо, несмотря на возможно безуспешные попытки
прежде, снова постараться войти с ним в диалог и дать ему возможность
раскрыться. Не отвергать, но и не поддакивать. Не разубеждать, а найти
то, что еще ему может быть интересно. Принимать, пытаясь понять.
Слушать и слышать, не спеша подгонять высказываемое под свои
«правильные» взгляды «желающего только добра» своему ребенку родителя.
С другой стороны — не винить во всем и безоговорочно только себя.
Искать. Верить. А прежде всего любить.
Но если вовлеченность
подростка в атрибутику и философию любого движения становится слишком
всеохватывающей и подминающей под себя все другие ценности — есть смысл
посоветоваться с психиатром. Особенно если в «концепте» движения (в
редакции чада) преобладают темы суицида, смерти и пр.
http://lastfrom.info/