Существует множество мнений по поводу того, что следует считать киберпанком...
Существует множество мнений по поводу того, что следует считать киберпанком.
Одни полагают что спектр жанра широк и к киберпанку следует относить
все, что так или иначе касается околокомпьютерной тематики. Другие ограничивают
круг "настоящих киберпанков" великой шестеркой — это
Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Руди Рюкер, Льюис Шайнер, Грег Бир и Пэт
Кэдиган. Мне также приходилось видеть множество "официальных"
рекомендованых списков киберпанк-книг в которых упоминались также Дуглас
Адамс, Айзек Азимов, Станислав Лем, Урсула ле Гуин — писатели безусловно
хорошие, но вряд ли имеющие к киберпанку какое-либо отношение. Не совсем
понятно как быть с писателями предвосхитившими официальное появление
киберпанков, тех кто возможно и стал причиной их появления. Я имею ввиду
Филипа Дика, Уильяма Берроуза, Энтони Берджесса, Альфреда Бестера, Томаса
Пинчона, Теодора Старджона, Нормана Спинрада, Самуэля Дилени... Это
далеко не полный список. Для них был придуман даже специальный термин
— slipstream, которым обычно обозначают близкую по духу к киберпанковской
фантастику, написанную до 1984 года. Но, как это обычно и бывает, литературная
тусовка не в состоянии даже договориться о том включать ли в ряды представителей
slipstream Дика наряду с Берроузом...
Еще хуже (хуже всего) дело обстоит с теми кто
пришел позже, уже после оглушительного успеха "Нейроманта",
после идиотских скрещиваний киберпанка с фэнтэзийными наработками.
Более-менее ясно пожалуй с Майклом Суэнвиком. Он отстал от великой
шестерки ненамного, выпустив замечательное эссе "An User's
Guide to the Postmoderns" ("Isaac Asimov's Science Fiction
Magazine", August 1986) известное в России как "Постмодернизм
в фантастике: руководство пользователя", а также роман "Vacuum
Flowers" [Вакуумные цветы], что позволило ему называться
"киберпанком" не вызывая особого возмущения "ценителей"
жанра. Однако причастность к киберпанку к Нила Стивенсона, Джона
Ширли, Вернона Винджа и многих других талантливых (более-менее)
людей остается под вопросом, и давать ответ в каждом конкретном
случае придется вам самим.
Я даже не заикаюсь о "русских киберпанках"
— Васильеве, Тюрине, Лукьяненко, Шведове или Бурцеве, поскольку
причисление кого бы то ни было из них к этому жанру вызовет массу
возмущенных возгласов. Бесполезно говорить что диптаунская трилогия
Сергея Лукьяненко — это киберпанк с человеческим лицом отчетливо
выраженной славянской национальности. Бесполезно говорить что
романы Бурцева нацелены как раз на широкую аудиторию и коммерческий
успех. Бесполезно говорить, что Тюрин, Васильев и Шведов настолько
самобытны каждый по себе, что творчество их не укладывается в
привычные (и без того изрядно размытые) рамки жанра. Вам придется
самим отвечать на вопрос, что такое для вас киберпанк. Никто кроме
вас этого не сделает.
Теги:
Источник: http://lavkamirov.com
|