Булгаковский роман «Мастер и Маргарита» и по сей день опутан мистикой и загадками
Перепечатывание
на машинке «Мастера и Маргариты» закончилось в последние дни июня 1938
г. Сестра Елены Сергеевны Булгаковой Ольга Бокшанская отпечатала
последнюю страницу: 327 листов, 22 главы.
Однако работа над романом продолжалась вплоть до кончины Булгакова 10
марта 1940 года - он правил, переправлял, переделывал текст и диктовал
правку жене. Взял с неё слово, что роман будет издан, отлично зная, что
тогда «печатание его было, конечно, безнадёжным». И ещё, зная как
профессиональный врач, что болезнь его - гипертонический нефросклероз -
смертельна (на 48-м году от этого же недуга умер его отец), заранее
составил завещание.
«Чтобы знали…»
«Самая подлая болезнь - почки», - говорил Булгаков. Но, умирающий,
страшно страдающий от болей, слепнущий и даже порой перестающий
узнавать близких, он практически ежедневно продолжал работать над уже
отпечатанным романом, мучившим его десять лет. «Я погребён под этим
романом», - признавался он. Но тут же: «Что бы я мог написать после
«Мастера»?» И уж совсем накануне смерти всё повторял, мечтая, чтобы
роман увидел свет: «Чтобы знали… Чтобы знали…»
И читатели узнали. И довольно скоро - в конце 60-х годов XX в. роман
появился в журнале «Москва». Но в какой редакции? Ведь фактически роман
так и остался незавершённым, полностью и окончательно «не утверждённым»
самим автором. В 1973 г. роман вышел уже книгой, но текст отличался от
журнального. У романа было как минимум два варианта текста и заглавия.
В 1921 г. художница Наталья Ушакова подарила Булгакову книгу Александра
Чаянова, ею оформленную, - «Венедиктов, или Достопамятные события жизни
моей». Фамилия главного героя - Булгаков! Сюжет - пребывание в Москве
Сатаны. Булгаков попадает в подчинение к нему, борясь за душу любимой
женщины. В конце концов влюблённые соединяются. Знакомо, не правда ли?
Напомним
- ещё в 1925-м он написал «Дьяволиаду».Известна дата начала работы над
«Мастером», подписанная самим Булгаковым, - 1928 год. Но в 1930-м
писатель, по его словам, «лично своими руками бросил в печку черновик
романа о дьяволе». 15 глав. Как любимый Булгаковым Гоголь - второй том
«Мёртвых душ». Как впоследствии поступил с рукописью и его герой,
Мастер. Хотя в той, первой редакции не было ни Мастера, ни Маргариты,
ни истории любви. Был лишь Воланд, правда, с полагающимися каждому
советскому человеку именем и отчеством - Велиар Вельярович. Аннушка
звалась Пелагеюшкой. Стёпа Лиходеев был отправлен не в Ялту, а во
Владикавказ и именовался Гарасей Педулаевым, Азазелло - Фьелло, Иван
Бездомный был то Антошей, то Поныревым, то Безродным. Берлиоз мог стать
Чайковским, а звали его Владимиром Мироновичем. Конферансье Жорж
Бенгальский был Петром Алексеевичем с «божественной» фамилией
Благовест. И вот - о божественном.
В материалах к роману (тогда он назывался то «Консультант с копытом»,
то «Копыто инженера») были две центральные фигуры и две главы - «О
Боге» и «О дьяволе». В те годы «дьявольское» приравнивалось ко
всяческой «иностранщине», вот и стал Воланд не вполне себе русским
Пупкиным, а Воландом.
Когда Михаил Афанасьевич вернулся к работе над уничтоженным романом,
без черновиков, он твёрдо говорил: «Я всё помню». Роман не отпускал его
до самого ухода: «Точно дьявол меня заколдовал».
Безработный, бездомный и безденежный
В те годы Булгаков был затравлен, хамски обруган критикой, его не
печатали, пьесы его не ставились, снимались с репертуара. Он был
безработным, без квартиры, безденежным: «терплю бедствие», «чехлы на
нервах совсем истрепались», «все мои литературные произведения погибли,
а также и замыслы». На одной из страниц «романа о дьяволе» появляется
его строка: «Помоги, Господи, кончить роман».
И тогда... Михаил Афанасьевич сам в известном смысле отдаётся на
милость дьявола в человеческом обличье - пишет отчаянное письмо Сталину
(«Никогда и ничего не просите, в особенности у тех, кто сильнее вас»,
«Главное - не терять достоинство» - не его ли это слова?). А ещё -
Молотову с просьбой о квартире. А затем по собственной инициативе и с
рвением пишет для МХАТа пьесу, воспевающую молодого Сталина, - «Батум».
Театр - в восторге. Булгаковым разрешена творческая командировка «по
местам боевой славы» Вождя. Но с поезда их возвращают правительственной
телеграммой: пьеса Вождю не понравилась. Вскоре же проявилась болезнь
Булгакова и известное фото в чёрных очках: ему угрожала слепота, он
боялся ходить один по городу, его лечили гипнозом.
Человек-дьявол, Сталин не уничтожил Булгакова, но и жертвы его - души «заложенной» - не принял тоже.
А мистика вокруг романа в кино клубится и до сих пор! Видно, неслучайно
Любовь Евгеньевна Булгакова-Белозерская вспоминала: «Вот к чему М. А.
никогда не испытывал тяготения, так это к кино». Неслучайно же и
«мессир», Воланд, не выносил электричества.
Кару потеряли, Ковальчук покусали
Первым в 1971 году «замахнулся» на мистическое произведение
Булгакова Анджей Вайда, выпустив фильм «Пилат и другие». В 1972 году
был снят итало-югославский фильм «Мастер и Маргарита» режиссёра
Александра Петровича. В 1988 году Мачек Войтышко создал многосерийный
телефильм. У наших же режиссёров всё никак не получалось подступиться к
«Мастеру». К 1991 году оригинальнейший сценарий по роману написал, ища
деньги на проект, Элем Климов (в соавторстве с Германом Климовым). Уже
газеты писали о будущей картине.
Режиссёр Владимир Наумов тоже хотел экранизировать роман. Но, как вспоминает Наумов, в дело вмешалось провидение.
Наумов
был знаком с вдовой писателя Еленой Сергеевной Булгаковой ещё со времён
работы над «Бегом». Она работала на съёмках литературным консультантом.
Когда Климов взялся за роман, Елены Сергеевны уже не было в живых. Но…
Однажды ночью в квартире Наумова раздался звонок. Режиссёр подошёл к
двери и посмотрел в глазок. «Смотрю: Елена Сергеевна в шубе». Режиссёр
открыл дверь, пригласил гостью зайти. Она только сказала: «Я на минутку
- Михаил Афанасьевич ждёт внизу. Хотела вам сообщить, Володя, что
фильма не будет». Наумов так и не понял, сон это был или явь. И картина
Климова так и не была снята.
Больше всего загадок связано со снятым в 1994 году фильмом Юрия
Кары. На проект было потрачено около 15 млн. долл. Но до экранов она
так и не дошла. Сам режиссёр вспоминал, что во время съёмок возникало
столько препятствий, словно роман сопротивлялся изо всех сил. «Мы
сделали в начале осени в Судаке дорогостоящие декорации древнего
Иерусалима, - вспоминал Кара. - Но как только собрались приступить к
съёмкам, выпал снег. Съёмки пришлось отменить, а декорации -
переделывать». Когда фильм всё-таки был снят, у режиссёра с продюсером
разгорелся конфликт, который закончился судебным разбирательством.
Затем плёнка с фильмом пропала, а человек, которому передавали её на
хранение, внезапно умер.
Владимир Бортко же, приступая к работе над многосерийным телефильмом по
роману Булгакова, на съёмочной площадке запретил все разговоры о
мистике. Хотя и признался, что повстречал как-то на Патриарших
странного господина, который мимоходом бросил: «Ничего-то у вас не
получится».
Видимо, так решил и Олег Янковский, который сначала думал, думал… а
потом всё-таки отказался от роли Воланда: «Я считаю, что Господа Бога и
дьявола играть нельзя».
Дмитрий Нагиев, которому досталась роль Иуды, перед каждым дублем
совершал крестное знамение. «Я к этому очень серьёзно отношусь, -
сказал Нагиев. - Для меня всё это очень искренне».
Анна Ковальчук (Маргарита) тоже старалась о мистике не вспоминать:
«Я думала о том, что я актриса, а всё остальное - выдумки. Но иногда
природа всё же мешала. Мы снимали сцену шабаша ночью, на улице. Я
обнажённая совершенно. А как раз в это время были самые комары. Меня
всю обкусали!»
Теги:
Источник: http://www.aif.ru/
|