Эта статья посвящена кладбищенскому символизму или иконографии и носит
исключительно справочный характер: она призвана помочь научиться “читать” надгробия.
Тафофилия (taphophilia; греч. taphē похороны, погребение + philia любовь, влечение) — патологическое пристрастие к кладбищам, надгробиям и похоронным ритуалам.
Тафофилия — один из аспектов танатофилии:
здесь влечение к смерти появляется как любовь к прогулкам по кладбищам.
Иногда тафофилия воспринимается как разновидность некрофилии, к которой
она не имеет никакого отношения.
Тафофилия (реальная или декларируемая) является частью субкультуры готов.
http://ru.wikipedia.org/
Судя по количеству соответствующих сайтов в Сети, тафофилия – явление в
мировом масштабе достаточно распространенное. Вопрос о том, насколько
болезненно это проявление, думаю, важен только для людей,
придерживающихся традиционного взгляда на все, что связано со Смертью.
Тафофилия – это, прежде всего, источник удовлетворения индивидуальных
эстетических и эмоциональных запросов, человек приходит на кладбище
насладиться своеобразной вневременной атмосферой прозрачной тоски и
покоя, кладбище – это то место, где соприкасаются Жизнь и Смерть,
кто-то говорит о том, что остро ощущает себя на тонкой грани между
ними, кто-то говорит о приобщении к Вечности. Именно кладбище является
местом огромной эмоциональной концентрации, именно здесь наиболее полно
и в наиболее романтическом свете раскрываются такие чувства, как
любовь, нежность, тоска, боль прощания и надежда… Даже если в реальной
жизни всего этого и не было, синтезированный многовековой историей и
традицией кладбищенский символизм создаст нужный эффект.
Кроме того, кладбища являются своеобразными музеями под открытым небом,
многие надгробия имеют огромную художественную ценность и представляют
собой произведения искусства в самом полном смысле этого слова. Как и в
любом другом направлении искусства, здесь существуют свои признанные
мастера, и опытные (и/или заинтересованные) тафофилы могут моментально
определить автора той или иной скульптуры или надгробного памятника,
указать на эпоху, к которой он принадлежит. Наверное, у каждого
тафофила есть свои излюбленные мотивы и формы. Кто-то воспринимает
памятники, принадлежащие только к определенной эпохе либо культуре.
Вариаций восприятия ровно столько, сколько существует на свете
тафофилов – каждый приходит на кладбище со своим индивидуальным
эмоциональным настроем, каждый ищет и находит что-то свое…
Эта статья посвящена кладбищенскому символизму или иконографии и носит
исключительно справочный характер: она призвана помочь заинтересованным
тафофилам научиться “читать” надгробия. Для кого-то достаточно общего
впечатления от посещения кладбища, но кому-то интересны детали, которые
часто могут во много раз усилить эмоциональный эффект памятника.
Существует огромное количество исторически сложившихся кладбищенских
символов различного характера – этнических, профессиональных,
указывающих на социальное положение, возраст, определенные личные
качества, эпоху, но в первую очередь – религиозных, христианских.
Поэтому, не обессудьте :), уважаемые готы-антихристиане, подобных
символов в приведенном ниже “словаре” будет очень много. Значительная
часть этих символов пришла к нам еще из дохристианских времен, а затем
была более или менее удачно интерпретирована первыми христианами. В
любом случае, эти символы носят глубокий и чистый смысл, и не все ли
равно, кому они принадлежат, если они призваны помочь людям выразить
свои искренние и лучшие чувства? Очень интересно проследить на примере
эволюции некоторых подобных символов переплетение времен и религий, ход
истории… Именно из-за исторической преемственности, а также из-за
местных культурных особенностей возможны разночтения в толковании
различных символов, вплоть до диаметрально противоположных, а также
очень интересные нюансы в значениях. Кроме того, разночтения возможны и
из-за личностного восприятия автора надгробия и заказчика. Поэтому
добавлю сразу, что безоговорочно приведенным ниже символическим
значениям, я бы не доверяла ;), это всего лишь общий план и
общепринятые толкования. Тем не менее, надеюсь, эта информация окажется
полезной или хотя бы интересной ;)
Геометрический символизм
Круг – дохристианский символ, чье изначальное значение было
воспринято и христианской религией. Универсальный символ Вечности и
Вечной Жизни, исключительно часто встречающийся на надгробиях. Наиболее
распространенная его форма – крест в круге (Кельтский крест). Два круга
– один над другим - символизируют землю и небо. Три соединенных между
собой круга символизирую Троицу.
Равносторонний треугольник/Трилистник/Трикетра (“готическая
розетка”, треугольник из трех дуг) – христианский символ Святой Троицы.
Также может выглядеть как треугольник в круге, трикетра в круге, круг в
треугольнике. Кроме того, треугольник используется для символа
“Всевидящего Ока” (глаз в равностороннем треугольнике). Всевидящее Око,
заключенное в треугольник и круг символизирует вечность Святой Троицы.
Пирамида – символ Вечности. Считалось, что этот символ предотвращает воздействие на могилу темных сил.
Квадрат – символизирует земное существование. На некоторых
монументах можно увидеть квадрат, перевернутый ромбом, указывающий
своими углами направления земли и неба.
Пентаграмма – пятиконечная звезда, нарисованная одним
росчерком пера, заключающая в себе равносторонний пятиугольник, в
Христианстве олицетворяет пять ран Христа. Древнейший символ,
использовавшийся еще вавилонянами, чье происхождение точно неизвестно.
В дохристианские времена кельты называли пентаграмму “ведьминым
следом”, в Средние века ее также звали “крестом гоблинов” :) и печатью
Соломона (интересный разброс :), кроме того, пентаграмма
символизировала пять чувств. В Средние же века символ активно
использовался алхимиками и исследователями. Считается, что пентаграмма
защищает от воздействия темных сил и демонов, также как и пятиугольник.
Также используется представителями Wicca. В иудаизме пентаграмма
символизирует пять книг Моисея. О значении и использовании перевернутой
пентаграммы, думаю, говорить нет смысла, - оно всем известно… :)
Звезда Давида – общепринятый символ Иудаизма, шестиконечная
звезда, образованная из двух треугольников, олицетворяет божественную
защиту. Древнейший символ, использовавшийся в Греции и некоторых
государствах Малой Азии. В Средние века использовался также алхимиками
в качестве символа огня и воды. Звезда Давида получила широкое
распространение как символ Иудаизма только в начале ХХ века с легкой
руки еврейского активиста Теодора Хертцеля (Theodore Hertzel).
Свастика (Crux Dissimulata) – один из древнейших и наиболее
широко распространенных символов, имеет несколько способов начертания.
Олицетворяет солнце, огонь, круг жизни и четыре стороны света. Точное
присхождение символа не установлено, он был известен еще в древней
Азии, и считается, что именно оттуда перешел к германским племенам.
Крест, вписанный в круг также символизирует направления земли и неба и
самосовершеноствование человека. В различных культурах имеет свою
специфику: в буддистских мемориалах символизирует доктрину Будды, в
Китае также имеет две формы – мужскую и женскую (по/против часовой
стрелки). Использовалась римлянами, а также, что всем известно,
являлась символом нацистской Германии…
Крест
Крест (распятие) является объединяющим символом различных
направлений христианства, олицетворяет жертву Христа, воскресение и
собственно веру.
Существует немало различных форм христианского креста:
Латинский крест (“Божий знак”) – один из старейших символов
Христианства, а также одна из простейших и наиболее распространенных
форм (надо сказать, что он только выигрывает за счет лаконичности
дизайна).
Голгофский (трехступенчатый) крест – латинский крест,
установленный на трех ступенях, символизирующих веру, надежду и любовь
(либо милосердие).
*В католической культуре очень распространена традиция украшения
Латинского/Голгофского креста венком из роз или лилий. Сам по себе
розовый венок символизирует вознагражденную добродетель и красоту,
венок из лилий – чистоту и непорочность, фронтальный венок может также
символизировать Вечность, создавая вместе с Латинским крестом форму
Кельтского.
Кельтский (ирландский) крест – это крест, заключенный в
круг, олицетворяющий Вечность или Вечную Жизнь. С этой формой креста
связана легенда о Св. Патрике, начертавшем крест в круге на священном
камне Богини Луны и благословившем его.
Восточный крест – относится к Ортодоксальной (Православной)
церкви и принят в России и Греции. Этот крест имеет две добавочные
детали сверху и снизу: сверху – дощечка с надписью “Иисус Христос –
царь иудеев”, снизу перекладина, которой касались стопы распятого
Христа.
Готический крест (“Fleuree”) – все четыре стороны этого креста расширяются подобно лепесткам, символизирует взрослого, зрелого христианина.
Крест – трилистник (“Botonee”) – три стороны этого креста
заканчиваются модифицированным изображением трилистника,
символизирующего Троицу (встречается и на православных кладбищах).
Греческий крест – все четыре стороны этого креста имеют
равную длину. Эта форма креста отсылает нас в пре-христианскую эпоху,
когда четыре равные стороны его символизировали четыре стихии – землю,
воздух, огонь и воду.
Ионический крест – по форме сходен с Кельтским крестом, но стороны его расширяются подобно готическому.
Существует еще как минимум три более своеобразных формы креста, встречающихся на надгробиях:
Андреевский крест – крест в форме “Х”. По легенде, Св.
Андрей не мог позволить, чтобы его распяли на кресте, подобном кресту
Иисуса, поэтому упросил мучителей о распятии на кресте этой формы.
Египетский/Коптский крест – Анк, символ Вечной Жизни, действительно встречающийся и на католических надгробиях.
Тевтонский/Мальтийский крест – выглядит как равносторонний Готический крест.
* На московском Введенском кладбище, представлены практически все
перечисленные формы крестов, часто не только в чистом виде, но и с
очень интересными и эффектными вариациями.
“Объектные” символы
Ангел – кладбищенская “классика”, символ духовности. В
каноническом христианском восприятии ангелы – “посланники Господа”
охраняют могилы, сопровождают души умерших, молятся за попавших в
Чистилище. Двое из них легко узнаваемы – это архангелы Михаил и
Гавриил, святые, особо почитаемые католической церковью: Михаил обычно
изображается с мечом, Гавриил – с трубой (знаком Судного дня). Ангелы,
изображаемые без этих артефактов большей частью принадлежат к
бесчисленному сонму ангелов-хранителей, семейных и, так сказать,
персональных.
* Часто в руках ангелов и херувимов можно видеть цветы. Растительные
мотивы в “кладбищенском” искусстве также имеют свой особый смысл - речь
об этом пойдет ниже. Любопытно, что традиционная форма изображения
ангелов на наших “местных” исторических кладбищах – это именно
обобщенный, абстрактный, я бы сказала, в некотором смысле
“обезличенный”, вариант - безымянный ангел, склонившийся над урной с
прахом; ангел с распростертыми крыльями, опустившийся на крышку
саркофага, либо ангел, обнимающий крест. Безусловно, несмотря на
традиционные формы среди подобных памятников встречаются подлинные
произведения искусства, но, на мой взгляд, их сложно сравнивать с
ангелами, например, итальянских кладбищ, - изумительными по
выразительности и уровню исполнения скульптурами. Итальянские ангелы
индивидуализированы, а поэтому намного более характерны, здесь можно
увидеть ангелов-посланников, ангелов-хранителей, ангелов-наблюдателей,
ангелов, записывающих жизнь каждого живущего на земле, а также ангелов,
которых никогда не встретишь на наших кладбищах: ангелов Смерти,
ангелов Возмездия, ангелов войны, ангелов Апокалипсиса, Люцифера и его
двух невест – Нааму и Лилит. Одним из распространенных проявлений
тафофилии можно назвать бесконечные фотогалереи кладбищ – от “домашних”
личных альбомов до настоящих серьезных произведений искусства,
“демонические” ангелы итальянских кладбищ запечатлены в книге Gerald
Axelrod “ ... As though the angels would live on earth”, чьи фотографии
сами по себе являются шедеврами…
Арка (либо радуга) – победа Жизни над Смертью, либо победа в
смерти (“смертию смерть поправ…”), путь на Небо, переход из жизни через
смерть в Вечную Жизнь.
Арфа – символ набожности и надежды. Относится к Св. Сесилии, покровительнице музыкантов.
Всевидящее око - “Господь вездесущ”. “Всевидящее око”, заключенное в треугольник символизирует Троицу.
Голова херувима – олицетворение души.
Горящий светильник - Вечное Пламя или бессмертная душа человека.
Дети - обыкновенно символизируют безвременную смерть
невинного, часто это смерть родителей (либо одного из них),
оплакиваемая детьми. Изображение ребенка, держащего череп, обозначает
детскую могилу. Нередко дети изображаются с гирляндами цветов – роз или
лилий (оба цветка символизируют непорочность).
Драпировки – символ скорби и траура.
Женская фигура (плакальщица) – канонический надгробный мотив
столь же распространенный, как и ангелы. Нет смысла объяснять, что она
олицетворяет скорбь от потери близкого, неувядающую любовь, смирение и
веру.
Закат – угасание жизни, смерть.
Звезда – символ жизни Христа, его пять ран. В более широком
значении символ духовности, Вечный Свет, пронзающий тьму забвения.
Пятиконечная звезда символизирует чистую душу, поднимающуюся в Небо…
Кельтский узел – воскресение и Вечная Жизнь.
Ключи – символизируют духовное знание. В руках ангела или святого (Св. Петра) означают ключи от Рая :).
Книга – молитвенник, библия, Книга Жизни, может также
символизировать знание или даже память. Обычно изображается раскрытой.
Может указывать на “профессиональную” принадлежность священника.
Корона – бессмертие, символ чести и славы. Может изображаться в руках ангелов.
Корона, венчающая крест – символ верховной власти Господа.
Коса - смерть как “урожай Господний”, персонификация Смерти – Мрачный Косарь (Grim Reaper :)
Крылатое колесо – олицетворение Святого Духа.
Крылатый шар – изначально символ Ра, бога Солнца у египтян.
В Викторианскую эпоху трансформировался в христианский символ,
олицетворяющий животворную силу Господа.
Крылатый череп – очень старый символ, позднее превратившийся в голову херувима в качестве олицетворения души умершего, возносящейся на Небо.
Кувшин – традиционный иудаистский символ: кувшин для омовения рук первосвященников.
Лабиринт – жизненный путь.
Менора – иудаистский символ присутствия Бога, подсвечник с семью свечами, символизирующими семь дней творения.
Обелиск – египетская универсальная форма памятника, возрожденная в XIX веке.
Песочные часы – символизируют неизбежное течение времени,
быстротечность жизни, смерть и Вечность… Песочные часы, лежащие на
боку, означают, что время для умершего остановилось; песочные часы с
крыльями символизируют быстрый полет времени…
Пламя – Вечность.
Разорванное кольцо – потеря одного из членов семьи.
Разрушенная колонна (может быть украшена цветочной гирляндой) – жизнь, оборвавшаяся слишком рано / потеря главы семьи / тлен и упадок.
Ракушка – традиция использования ракушек в похоронных
ритуалах уходит корнями в седую, еще доегипетскую, древность. Ракушка –
символ плодородия и изобилия, возрождения и странствий. Существует
старый обычай оставлять на кладбищах мелкие камешки, монетки и ракушки
в знак поминовения…
Рассвет, поднимающееся солнце – обновленная, возрожденная Жизнь.
Саркофаг, гроб – смертность, тленность всего сущего.
Свеча – Жизнь. Потухшая свеча – угасшая жизнь…
Свиток – символ жизни и времени. Оба конца, закрученные вверх
показывают непознанность прошлого и будущего и неопределенность
жизненного срока (“Пути Господни неисповедимы”). В руке ангела
означает, что жизнь записывается им. Также может символизировать
признание и память.
Сердце – традиционный символ любви, смелости и разума,
пылающее сердце олицетворяет исключительную религиозность. Сердце,
заключенное в терновый венец, символизирует страдания Христа. Сердце,
пронзенное мечом, символизирует Деву Марию в момент, когда она слышит
прорицание Симеона о рождении Христа (“И меч пронзит твою душу…”),
также этот символ может олицетворять милосердие. Два соединенных между
собой сердца обозначают узы брака.
Скрещенные мечи – смерть в бою.
Скульптура Спящего – сон – это нить между Жизнью и Смертью. Спящий ребенок олицетворяет чистоту, естественность, невинность.
Створка раковины (округлая, напоминающая цветок) – символ
паломничества, странствий, вечной жизни, рождения и воскресения.
Традиционный символ пуритан, возникший как знак совершенного к гробнице
Св. Якова паломничества, когда створку раковины вешали на шею в
качестве кулона.
Стрела либо фигура со стрелой – смертность.
Символ Тао (Инь/Янь) – как ни странно, этот символ единства противоположностей, встречается и на христианских надгробиях…
Т рубы – символ победы и спасения в Судный день.
Урна – широко используемый символ траура. Изначально в
древние времена урна являлась вместилищем праха усопшего. Начиная с
середины XIX века широкое распространение получила символическая
надгробная композиция, представляющая собой ангела (либо плакальщицу),
склонившегося над урной с прахом, украшенной драпировкой или цветочной
гирляндой.
Факел - дублирует символ лампы, свечи, светильника: Вечная Жизнь души. Погасший факел – физическая смерть.
Херувимы (дети-ангелы) – обычно обозначают детские могилы.
Череп (со скрещенными костями), танцующий скелет – “Memento mori” - традиционный символ смерти.
Якор ь (либо крест и якорь) - раннехристианский символ со
времен катакомбной церкви, замаскированный символ креста (забавно, что
в результате, перевернутого ;). По словам Христа “надежда – якорь
души”. Часто изображается зажатым между скалами. Якорь с разорванной
цепью символизирует прервавшуюся жизнь. Может также просто указывать на
профессиональную принадлежность умершего.
Изображение рук вполне можно выделить в отдельный раздел :
Протянутые руки – мольба о милосердии.
Благословляющая рука – благословение остающимся.
Рука, указывающая вверх, символизирует надежду на милость Господню, подтверждает жизнь после смерти.
Рука, указывающая вниз, символизирует внезапную смерть.
Руки, держащие цепь с разорванным звеном – символ потери одного из членов семьи.
Рука Бога, выдергивающая звено из цепи , означает, что Он забирает к себе душу умершего.
Руки, держащие раскрытую библию, естественно, символизируют христианскую веру.
Сжатые руки – последнее прощание. Единство и любовь даже
после смерти. Этот символ имеет интересную деталь: как правило, правая
рука держит левую, левая рука – это рука женщины, жены, часто это можно
определить и по манжету. Сжатые руки и сердце олицетворяют милосердие.
Две руки, соприкасающиеся большими пальцами – интересный
символ, означающий пожелание долгой жизни и процветания и относящийся к
иудаизму. В конце службы в ортодоксальных синагогах этот жест является
благословением.
Животные
Бабочка – душа / короткая жизнь. Довольно редкий символ,
чаще всего встречающийся на могилах детей. Символ воскрешения Христа,
три стадии: гусеница – куколка – бабочка олицетворяют жизнь – смерть –
воскресение.
Белка, держащая в лапках орешек – религиозность, духовный поиск (неожиданно на первый взгляд, не правда ли? :).
Голубка - Святой Дух. Образ белой голубки взят из эпизода
крещения Господня в Евангелии от Иоанна. Голубка, изображенная с
оливковой ветвью, символизирует надежду.
Дельфин – воскресение.
Дракон – дракон, побежденный Св. Георгием – символ победы над грехом.
Змея – змея, свившаяся кольцом и кусающая себя за хвост символизирует Вечность.
Кит – материнство.
Лев - олицетворяет силу Бога и вечно защищает могилу и душу
умершего от темных сил. Кроме того, символизирует смелость, мужество и,
как и большая часть христианских символов, воскресение.
Лошадь – смелость и щедрость. Кроме того, в католицизме
представлены следующие “конные” святые: Св. Георгий, Св. Мартин, Св.
Морис и Св. Виктор.
Лягушка – мирские радости и грехи, с другой стороны может символизировать и воскресение (sic!).
Олень – вера, духовный поиск / Христос, победивший Сатану.
Орел – символ Св. Петра. Может указывать на военную карьеру умершего. Смелость, доблесть.
Павлин / Феникс – символизируют воскресение, бессмертие и духовную красоту.
Петух – пробуждение, воскресение.
Птицы в полете – символ “крылатой души”, Вечной Жизни, часто
используется на могилах детей. Традиция изображения души в виде птицы
восходит к Древнеегипетской цивилизации. Позднее крылья стали
изображать в качестве символа божественной миссии.
Рыба – указывает на веру (любопытно, почему? :).
Собака – своеобразный символ, означающий, что хозяин заслуживал любви :)
Сова – традиционный символ мудрости.
Ягненок – один из излюбленных христианских символов и один
из излюбленных символов для обозначения детской могилы. Символизирует
чистоту, невинность и смирение. Любопытно, что являясь одним из
основополагающих символов христианства, олицетворяющим жертвенность
Христа, изначально возник еще в египетской мифологии…
Растения:
Венок/гирлянда – изначально, древний дохристианский символ
победы и признания. Был воспринят христианской религией как символ
победы через искупление грехов, в настоящее время один из наиболее
распространенных мемориальных мотивов.
Абстрактное дерево – Древо Жизни.
Абстрактный цветок – хрупкость жизни.
Акант – божественный сад. Один из старейших надгробных
мотивов, напоминающий о скалистых землях, где располагались греческие
кладбища.
Ананасы и инжир – процветание, Вечная Жизнь (надо сказать, на надгробиях выглядят они диссонирующе жизнерадостно :).
Анютины глазки – символ смирения и памяти.
Боярышник – надежда, радость, символ весны.
Дуб – символ Христа, считается, что его крест был сделан из
дуба. В пре-христианские времена друиды поклонялись дубу как Древу
Жизни. С другой стороны, в качестве украшения могилы дубовые листья и
желуди символизируют силу, власть (в особенности, военную), победу.
Жимолость – преданная любовь и нежность, щедрость.
Кизил – символ Христианства, божественная жертва, воскресение, триумф Вечной Жизни.
Кипарис – романская дохристианская традиция. Ветвями
кипариса в знак скорби украшали дом, пока там находилось тело умершего,
на кипарисовые ветки его укладывали перед погребением. По одной из
версий кипарис символизирует надежду и память. Кипарисы были и остаются
обязательной частью средиземноморских кладбищ.
Кисть винограда с листьями – христианская вера (виноград – один из символов Христа).
Крокус – юность.
Лавр - символ мирского признания заслуг и героизма.
Лилия – цветок непорочных девственниц, символ воскресения и
чистоты. Часто мотив используется на могилах женщин. Использование
лилий при погребении символизирует восстановление непорочности души в
смерти (Исключительно красивы Латинские кресты, украшенные рельефным
орнаментом из лилий…).
Лилия калла – брак.
Лютик – добрый нрав.
Мак - вечный сон, утешение.
Мандрагора – растение, родственное белладонне, чьи корни
имеют причудливую форму, часто человеческой фигурки. Существует давнее
поверье, что мандрагора берет жизненную силу у умерших и обладает
магическими свойствами.
Маргаритка – невинность ребенка, символ младенца-Иисуса, юность и чистота помыслов.
Мирт – подобно лавру символизирует признание за достижения,
так сказать, в социальной сфере :), кроме того, олицетворяет Вечную
Жизнь.
Мох – достоинство.
Надломленная ветка – прерванная жизнь, смертность.
Нарцисс – смерть юного, красота, искусство, грация.
Незабудка – память.
Остролист - когда-то люди верили, что остролист защищает могилу от удара молнии :)…
Пальма – римляне украшали пальмовыми ветвями надгробия героев
в знак памяти об их победах в Северной Африке. К 33 году н.э. пальмовые
ветви уже использовались для приветствия любой более или менее
популярной фигуры. Христиане приняли пальмовую ветвь в качестве символа
победы Христа над смертью, относимого к Пасхе. В более широком смысле –
духовная победа и вечный мир…
Папоротник – искренность, скорбь.
Пассифлора – венчик – терновый венец Христа, пять тычинок –
пять ран Христа, десять лепестков – десять заповедей (на мой взгляд,
забавно и подкупающе наивно :)
Плакучая ива – скорбь и траур.
Плющ – символизирует бессмертие, неувядающую любовь,
верность, дружбу и память (иногда на надгробиях встречается такая
форма, как венок из плюща).
Роза – цветок Девы Марии, “Розы без шипов”. Алая роза символизирует мученичество, белая роза – чистоту:
Розовый бутон – ребенок до 12 лет.
Неполный расцвет – подросток.
Полный расцвет – смерть в возрасте от 20 до 30 лет.
Надломленный розовый бутон – жизнь, оборвавшаяся слишком рано.
Переплетенные розовые бутоны – крепкая связь между двумя людьми, в том числе матерью и ребенком, умершими в одно время…
Розовый венок – вознагражденная добродетель и красота (исключительно распространенный мотив, в особенности на католических кладбищах).
Розмарин – как сказала Офелия: “Розмарин – для памяти…” Раньше розмарин клали в гроб и дарили скорбящему.
Сломанный цветок - прерванная жизнь.
Сосна – плодородие, верность, возрождение.
Срезанный сноп колосьев - когда-то в деревнях существовал
такой обычай – посылать родственникам сноп колосьев, как знак смерти
крестьянина, то есть в какой-то степени этот символ является
“профессиональным”. Кроме того, он широко использовался для надгробий
Викторианской эпохи: срезанный сноп колосьев с серпом как знак
прерванной жизни (divine harvest).
Пшеничные колосья – возрождение, плодородие, в Христианской традиции – хлеб и вино.
Трилистник – символ Ирландии.
Увядшие листья – печаль и меланхолия.
Чертополох (терновник) - земная скорбь, терновый венец Христа, символ Шотландии.
Шелковица – “Я не переживу тебя…” :)
Некоторые латинские фразы и аббревиатуры, широко используемые на католических надгробиях:
ad patres – “К отцам”
anno aetatis suae (A.A.S.) – На таком-то году его/ее жизни
anno Domini (A.D.) – От рождества Христова
annos vixit (a.v.) – Он/она жил (так долго)
beatae memoriae (B.M.) – Благословенной памяти
Dei gratia – Милостью Божьей
Dei gratias – Благодарение Господу
Deo, Optimo, Maximo (D.O.M.) – Господу, Лучшему, Величайшему (девиз Бенедиктинского Ордена), другой вариант:
Domino, Optimo, Maximo (D.O.M.) – Господь, Лучший, Величайший
Gloria in Excelsis Deo – Слава величайшему Господу
hic iacet / hic jacet (H.I.) – Здесь покоится
hic iacet sepultus (H.I.S.) / hic sepultus (H.S.) – Здесь похоронен
Iesus Nazarenus, Rex Iudaeorum (I.N.R.I.) – Иисус Христос, царь иудеев
(надпись на верхней табличке Ортодоксального (Православного) креста (по
легенде так надсмеялись над распятым Иисусом римские воины)
in hoc salus (I.H.S.) – В этом есть спасение - одна из трех
интерпретаций аббревиатуры I.H.S. на католических надгробиях. Иногда
буквы рисуются одна поверх другой, образуя символ, подобный этому: |$|
in hoc signo spes mea (I.H.S.) – другой ее вариант: В этом знаке моя надежда (подразумевается крест Господень)
in hoc signos vinces (I.H.S.) – третья интерпретация: С этим знаком ты победишь.
laus Deo – Хвала Господу
memento mori – Помни о смерти
obiit (ob.) – Он/она умер
requiescat in pace (R.I.P.) – Да покоится он/она с миром
requiescant in pace (R.I.P.) – Да покоятся они с миром
requiescit in pace (R.I.P.) – Он/она покоится с миром
Verbi Dei Minister (V.D.M.) – Раб Божий
Теги:
Источник: http://dnevnik.bigmir.net/view_article/community/39878/
|