Великий французский писатель и мыслитель Маркиз де Сад (1740
— 1814)[1] предвосхитил интерес западной культуры XX века
к проблеме эротики и сексуальности, показав в своих книгах значение
эротического и сексуального инстинкта и зафиксировав различные формы их
проявления, тем самым в определенной степени наметив проблематику эротической и
сексуальной стихии в творчестве Г. Аполлинера, С. Дали, П. Элюара, А. Арго, Л.
Бунюэля, Э. Фрейда, Э. Фромма, И. Бергмана, Ф. Феллини, Ю. Мисима, Г. Маркузе,
А. Камю и других.
Г. Аполлинер, открывший Сада, выказался о нем как о самом
свободном из когда-либо существовавших умов. Это представление о Саде было
подхвачено сюрреалистами. Ему отдали дань А. Бретон, нашедший у него «волю к
моральному и социальному освобождению», П. Элюар, посвятивший восторженные
статьи «апостолу самой абсолютной свободы», С. Дали, придающий, по его
собственным словам, «в любви особую цену всему тому, что названо извращением и
пороком». Это было в основном эмоциональное восприятие. В книгах Сада
сюрреалистов увлек вселенский бунт, который они сами мечтали учинить; Сад стал
для них символом протеста против ханжеской морали и был привлечен на службу
«сюрреалистической революции». В действительности Маркиз де Сад хотел того, чего
не может дать простая перестройка, чего нельзя добиться изменением материальных
и относительных условий; он хотел «постоянного восстания духа», интимной
революции, революции внутренней. В ту эпоху он хотел того, что сегодняшняя
революция уже не считает «невозможным», а полагает как исходный пункт и
конечную цель: изменить человека. Изменить его окончательно и бесповоротно,
изменить любой ценой, ценой его «человеческой природы» и даже ценой его природы
сексуальной и прежде всего ценой того, что в нашем обществе сформировало все
отношения между людьми, сделало их неестественными и объединило любовь и
целостность в одной катастрофе, в одной бесчеловечности.
Маркиз де Сад, на наш взгляд, является прежде всего
человеком, одаренным гениальной научной фантазией. Фантазия — это то, что
позволяет с помощью фрагмента реальности воссоздать ее целиком. Сад, исходя из
рудиментарных проявлений собственной алголагнии, без помощи какого-либо
предшественника, причем с самого начала достигнув совершенства, построил гигантский
музей садо-мазохистских перверсий. Жиль Делез считает, что «В любом случае Сад
и Мазох являются также и великими антропологами, подобно всем тем, кто умеет
вовлекать в свой труд некую целостную концепцию человека, культуры,
природы, — и великими художниками, подобно всем, кто умеет извлекать из
небытия новые формы и создавать новые способы чувствования и мышления, некий
совершенно новый язык»[2].
Настойчивость, с какою Сад всю свою жизнь исследовал исключительно извращенные
формы человеческой природы, доказывает, что для него важно было одно: заставить
человека возвратить все зло, которое он только способен отдать. Сад внес вклад
в постепенное осознание человеком самого себя, иначе говоря, если прибегнуть к
философскому языку, способствовал его самосознанию: уже сам термин «садист»,
обладающий универсальным значением, — убедительное свидетельство этого
вклада. Инстинкты, описанные в «Жюстине» и «Жюльете», теперь имеют право
гражданства. Ницше дал на это единственно достойный ответ: если страдание и
даже боль имеют какой-то смысл, то он должен заключаться в том, что кому-то они
доставляют удовольствие. Никто не станет отрицать, что жестокость героев
«Жюстины» или «Жюльеты» неприемлема. Это — отрицание основ, на которых зиждется
человечество. А мы должны так или иначе отвергать все, что имело бы своей целью
уничтожить творения своих рук. Таким образом, если инстинкты толкают нас на
разрушение того, что мы сами создаем, нам следует определить ценность этих
инстинктов как губительную и защищать себя от них. Порочный человек,
непосредственно предающийся своему пороку, — всего лишь недоносок, который
долго не протянет. Даже гениальные развратники, одаренные всеми задатками,
чтобы стать подлинными чудовищами, если они ограничатся тем, что будут всего
лишь следовать своим наклонностям, обречены на катастрофу (Ц. Борджа, Казанова,
Берия, Гитлер и др.). Можно, конечно, читать Сада, руководствуясь проектом насилия,
но его можно читать также, руководствуясь принципом деликатности. Утонченность
Сада не является ни продуктом класса, ни атрибутом цивилизации, ни культурным
стилем. Она состоит в мощи анализа и способности к наслаждению: анализ и
наслаждение соединяются в непостижимой для нашего общества экзальтации, уже в
силу этого представляющей собой самую главную из утопий. Насилие прибегает к
коду, которым люди пользовались на протяжении тысячелетий своей истории;
возвращаться к насилию значит продолжать пользоваться тем же речевым кодом.
Постулируемый Садом принцип деликатности может составить основу абсолютно
нового языка, неслыханной мутации, призванной подорвать сам смысл наслаждения.
Идеи и мысли одного из самых проницательных и пугающих умов
Франции — Маркиза де Сада глубоко осмыслил и трансформировал в своем творчестве
С. Дали. Он постоянно читал и перечитывал книги Сада и вел с ним своего рода
диалог в своих картинах и писаниях[3].
Многие из картин Дали, с характерным для него стремлением — свойственным и Саду
— рационалистически упорядочить не подлежащий упорядочению мир
неконтролируемых, иррациональных, подсознательных порывов души, содержат
садический элемент («Осеннее каннибальство», «Одна секунда до пробуждения от
сна, вызванного полетом осы вокруг граната», «Юная девственница, содомизирующая
себя своим целомудрием».). Садические мотивы звучат также в творчестве М.
Эрнста, («Дева Мария, наказывающая младенца Иисуса в присутствии трех
свидетелей: Андре Бретона, Поля Элюара и автора»), К. Труя, писавшего картины
непосредственно по мотивам романов Сада. Садический «привкус» ощущается также в
драматургии теоретика «театра жестокости» А. Арто, стремившегося обновить
театральные каноны путем введения навязчивых тем кровосмешения, пыток и
насилия. Достойным продолжателем садических традиций в XX веке являлся
гениальный японский писатель Ю. Мисима («Золотой храм»). Эротика и секс были жизнерадостной
религией надежды для Г. Миллера («Тропик Рака») и В. Набокова («Лолита»).
Известный испанский режиссер Л.Бунюэль испытал огромное
влияние произведений Сада. На примере Бунюэля мы убедимся в магическом
воздействии книг Сада: «Я любил Сада. Мне было более двадцати пяти лет, когда в
Париже я впервые прочитал его книгу. Книгу „Сто двадцать дней Содома“ впервые
издали в Берлине в небольшом количестве экземпляров. Однажды я увидел один из
них у Ролана Тюаля, у которого был в гостях вместе с Робертом Десносом. Этот
единственный экземпляр читал Марсель Пруст и другие. Мне тоже одолжили его. До
этого я понятия не имел о Саде. Чтение весьма меня поразило. В университете
Мадрида мне практически были доступны великие произведения мировой литературы —
от Камоэна до Данте, от Гомера до Сервантеса. Как же мог я ничего не знать об
этой удивительной книге, которая анализировала общество со всех точек зрения —
глубоко, систематично — и предлагала культурную „tabula rasa“. Для меня это был
сильный шок. Значит в университете мне лгали… Я тотчас пожелал найти другие
книги Сада. Но все они были строжайше запрещены, и их можно было обнаружить
только среди раритетов XVIII века. Я позаимствовал у друзей „Философию в
будуаре“, которую обожал, „Диалог священника и умирающего“, „Жюстину“ и
„Жюльету“… У Бретона был экземпляр „Жюстины“, у Рене Кревеля тоже. Когда
Кревель покончил с собой, первый, кто пришел к нему, был Дали. Затем уже
появились Бретон и другие члены группы. Немного позднее из Лондона прилетела
подруга Кревеля. Она-то и обнаружила в похоронной суете исчезновение „Жюстины“.
Кто-то украл. Дали? Не может быть. Бретон? Абсурд. К тому же у него был свой
экземпляр. Вором оказался близкий Кревелю человек, хорошо знавший его
библиотеку»[4]
«Эротизм выступает у Сада в качестве единственного надежного
средства общения», — считает С. де Бовуар, а Камю констатирует: «Сад знал
только одну логику — логику чувств»[5].
Действительно, Сад во всех своих творениях проповедует чувственную модель
любви. В частности, Жюльетта является олицетворением комплекса «Мессалины».
Этот комплекс присущ женщине страстной, чувственной, сексуально возбудимой, предъявляющей
повышенные эротические требования к партнеру, меняющей партнеров,
оргаистической[6].
Секс в современной культуре стал иным, он на пороге новых изменений.
Освобождение Эроса, по мнению Г. Маркузе, ведет к освобождению человечества, а
сексуальная близость облагораживается любовью. Поэтому современная культура
должна пройти через проблематику Сада, вербализировать эротическую стихию,
определить логику сексуальных фантазий.
Р.Рахманалиев
Теги:
|