Йозеф Судек родился 17 марта 1896 года в Колине на
Эльбе в Богемии. С 1911 по 1913 год он учится на переплетчика в Праге.
В 1916 году Судек идет на военную службу и затем в Первую Мировую войну
отправляется на итальянский фронт. В это время он становится увлеченным
фотографом и берет с собой на фронт все фотопринадлежности. В 1917 году
Судека ранит осколком артиллерийского снаряда и после нескольких
операций он теряет правую руку. Проводит много времени в госпиталях и в
1918 году, во время пребывания в реабилитационном центре для инвалидов
войны, решает снова заняться фотографией.
Он снимает левой рукой и в 1920 году становится членом «Чешского клуба
самодеятельных фотографов». В 1924 году он вместе с другими фотографами
организовывает «Чешское фотографическое общество», которое становится
«платформой» авангардной фотографии. В 1926 году он приобретает
деревянную фотостудию в доме, построенном в конце XIX века, в маленьком
дворе дома № 432 по улице Уезд. В течение 40 лет эта студия становится
его мастерской, его домом и местом встреч нескольких поколений
многочисленных друзей Судека. В 1928 году выходит его первый альбом
«Святой Витус», который приносит фотографу широкую известность.
В 1938 г. Судек в числе других авторов чешской авангардной
фотографии демонстрирует свои работы накануне немецкой оккупации. В
своей работе Судек обычно использовал аппараты: «Лингоф» 13х18 см,
деревянный аппарат «Цейс» 18х24 см, «Голдмэн Грдичка» 24х30 см 1915 г.
и 30х40 см 1910 г. Камеру «Кодак» 10х30 см 1894 года он применял для
панорамных съемок. Вторая Мировая война и оккупация Чехословакии стали
для него тяжелым эмоциональным ударом, вызвавшим перерыв в работе. Он
закрылся в своей деревянной студии в центре города. Романтический
натюрморт и съемки природы теперь играют доминирующую роль в его
творчестве. Атмосфера послевоенной Чехословакии утвердила это
направление. Так появились наиболее известные серии: «Окно моей
студии", «Прогулка в Мэгик Гардэн», «Натюрморт», «Лабиринты», «Память»
и др.
«И музыка играет» — это любимая фраза Судека. Она помогала этому
мужественному человеку, в ранней молодости потерявшему правую руку,
справляться с ударами судьбы, ведь для фотографа потеря руки — очень
серьезная "помеха". Эти три слова были вовсе не случайны. Судек любил
музыку. Он обычно слушал ее в концертных залах, скромно сидя на
ступеньке в проходе, он слушал ее с друзьями, проигрывая записи в своей
деревянной студии. Музыку можно услышать в каждой его фотографии. Судек никогда не позволял себе отвлекаться на сотни пустяков и
обязанностей, которые обычно считаются неизбежными. Его никогда не
привлекали успех и карьера. Он демонстрировал отсутствие интереса к
одежде, еде, обстановке в квартире, к тому, что следует или не следует
делать, чтобы соответствовать общественным нормам.
Он был сосредоточен на своем внутреннем мире, а его фотографии
всегда были очень тесно связаны с состоянием его души. Судек любил
рассеянный свет, который возникает на заре или в сумерках, этот
иллюзорный свет, в котором реальные объекты преображаются в
соответствии с настроением фотографа, порой приобретая характер
нереальных фантомов. Фотографии Судека позволяют говорить о добре,
правде и красоте самых обычных жизненных вещей. Вероятно, именно
поэтому работы Судека и его личность являются сегодня столь
притягательными.
В 1974 г. была организована ретроспективная выставка его работ в
«Международном Музее Фотографии" в Рочестере (США). Тремя годами раньше
книга «Великие фотографы», изданная «Тайм Лайф» в Нью-Йорке, поставила
Судека в один ряд с наиболее значительными мастерами мира. Фотографии
Судека стали частью крупных мировых коллекций и объектом возрастающего
интереса коллекционеров. В марте 1976 года в Праге и Брно были
проведены две ретроспективные выставки в связи с 80-летней годовщиной
Судека, в подготовке которых сам автор принимал активное участие.
Третья выставка, посмертная (Судек умер 15 сентября 1976 года),
состоялась в Праге в 1979 году. После смерти сестры Судека его
деревянная студия превратилась в объект судебных процедур. Дом
разрушался и в июне 1989 года студия была снесена вместе с оставшимися
вещами Судека. Увы...