Вальпургиева ночь - это праздник, почтить который вниманием обязана каждая уважающая себя
ведьма. По старому христианскому преданию, 1 мая колдуны и колдуньи
должны встречать на Лысой горе – с нечестивыми плясками, песнями и
оргиями. Откуда же есть пошла сия богопротивная традиция?
Начнем, пожалуй, с начала, а именно – с кельтов, у
которых было восемь праздников, деливших год на восемь приблизительно
равных частей. Помимо зимнего (Йоль) и летнего солнцестояний, которые
так или иначе отмечали почти все народы, из них известны три. Имбаэлк,
или День Сурка (в России отмечается как Сретенье – день встречи зимы с
весной), пожалуй, единственный из них, кому удалось избавиться от
дурной славы. Двум же другим, Бельтэйну (30 апреля) и Самайну (31
ноября) повезло значительно меньше.
Дата праздника Бельтэйн раньше не была такой точной –
его отмечали, когда отцветал боярышник. Кельты считали дни от вечера к
вечеру, а не от утра к утру. Традиция сохранилась и в двух торжествах –
ночи Хеллоуина и Вальпургиевой ночи. Эти праздники были
противоположностью друг друга – как на календаре, так и по смыслу. Для
кельтов ночь перед 1 мая знаменовала наступление летнего периода
времени – "большого солнца", ночь перед 1 ноября – соответственно,
наступление зимы. Считалось, что в оба праздника настежь открыты врата
в другой мир, страну эльфов.
Как и у большинства народов, праздник в честь начала
лета был посвящен солнцу и плодородию, а значит – и мужской силе. Об
этом напоминает дошедший до наших времен фаллический символ – майский
шест. Традицию плясать 1 мая вокруг шеста, украшенного цветами и
лентами, сохранили жители Британии и Ирландии. В этот день они выбирают
и майскую королеву – единственную девушку, которой в этот день
дозволено носить одежду зеленого цвета, любимого, по преданиям,
эльфами. Королева становится как бы посредницей при общении между
людьми и Народом холмов.
Еще одним символом Бельтэйна были костры. Древние кельты
выпускали в этот день скотину на пастбища после зимовки в хлевах.
Обязательным считалось прогнать животных между двумя рядами костров –
по поверью, это избавляло их от зимних хворей.
Как и везде, где она воцарялась, христианская церковь
занесла в черный список не только кельтских богов, но и праздники.
Однако, поскольку день в году нельзя упразднить, постаралась навязать
им другое значение. Так, 1 ноября стало Днем всех святых, другие старые
праздники, в том числе и Новый год, также приобрели христианскую
окраску. Но в церковном календаре разнообразных требующих отмечания дат
и так хватало, и о праздновании 1 мая добрые католики постарались
забыть.
Нынешнее название древнему торжеству дали немцы – в
честь святой Вальпургии. Эта женщина в восьмом веке приехала из Англии
в Германию, основала там монастырь, пользовалась большой популярностью
и очень скоро была канонизирована. Но, собственно говоря, Вальпургиевой
эта ночь может считаться лишь по кельтскому обычаю – день святой
приходится на 1 мая. Что еще раз косвенно подтверждает ее языческое
происхождение.
Так почему же 30 апреля средневековые источники называют
среди самых популярных дат шабаша? Скорее всего, кое-какие показания
добрых христиан, ставших очевидцами "богомерзкого действа", имеют под
собой реальную почву. Свидетели утверждали, что в темные ночи
заставали, чаще всего – на вершинах холмов, людей, творящих, с их точки
зрения, различные непотребства: совершающих обряды, надевающих маски и,
наконец, предающихся плотской любви.
Все это может быть осколками старинных традиций.
Действительно, не только кельты, но и многие другие последователи
дохристианских культов во время таинств, связанных с землей,
плодородием и удачной охотой, приносили жертвы, мазались кровью,
переодевались в шкуры и маски животных. Особенно популярным был олень:
основная добыча древних охотников, он остался у многих народов символом
мужской силы и плодовитости. Недаром у кельтского Кернуннеса были рога
оленя, а у славян в виде этого животного изображался бог Род.
Ритуальное совокупление также было частью обряда
плодородия. В большинстве своем европейские языческие племена
придерживались довольно строгих правил – моногамия не стала открытием
христиан. Но один раз в году, чаще всего - во время праздника,
посвященного приходу лета и солнца, молодым людям позволялось все. И
они пользовались этой свободой со всем пылом юности.
Итак, что видел человек, непосвященный в тайны древних
мистерий, но запуганный красочно описанными священником видениями ада и
сатаны? Взору случайного путника представали жрец с рогами оленя на
голове, голые люди, совокупляющиеся прямо на земле, и женщины, творящие
непонятные обряды. Понятно, откуда растут ноги у слухов о шабашах!
Впрочем, кем на самом деле были средневековые колдуны и
ведьмы – участниками древнего языческого сопротивления или выдумкой
Торквемады, желавшего расправиться с политическими противниками, - нам,
возможно, еще предстоит узнать. В России же долгое время большей
популярностью пользовались другие две ночи нечистой силы: зимнее
солнцестояние (кельтский Йоль), связанные с которым традиции позже
нашли отражение в святочных гаданиях, маскарадах и колядках, и летнее –
Ярилин день, он же Купальская ночь, позже плавно соединившаяся с днем
Иоанна Крестителя. Оба увековечены в бессмертных "Вечерах" Гоголя:
первое – в "Ночи перед Рождеством", второе – в одной из самых страшных
его сказок, "Вечере накануне Ивана Купалы".