Готика... Шпили соборов пытаются дотянуться до неба,
витражи создают удивительную игру света внутри храма, грозные химеры
охраняют входы... А что такое готический стиль в интерьере?
Готика (фр. gothique) —
появившийся во времена Итальянского Возрождения термин для насмешливого
обозначения всей эпохи Средневековья как варварской и не представляющей
художественной ценности (готы — общее название варварских племен,
вторгшихся с севера в пределы Римской империи вIII—V вв.). Как стиль готика подразделяется на три этапа: раннюю (вторая половинаXII—XIII вв.); зрелую, или высокую (XIII в.); позднюю, или пламенеющую (XIV—XV вв.). ... стиль является отражением
времени. Готическая архитектура — не столько организация объемов,
сколько одухотворение пространства — внутреннего и внешнего. Главной
идей готического собора можно считать божественную идею, которая
пронизывает материю, возвышая ее. Итак — устремленность вверх, в
бесконечность, тяга души к чему-то неведомому, загадочному, много
красок, много света... О. Шпенглер, создавая свою картину развития
художественной европейской культуры, писал: «Готический стиль
растворяет материальность в пространстве». Отсюда и основные
приметы этого стиля в интерьере: большое количество стрельчатых арок,
аркатурных поясов (декоративный мотив в виде ряда глухих арочек, часто
опирающихся на консоли, кронштейны или колонки), сложной формы сводов,
ажурных орнаментов. Дом того времени выглядел так: трехэтажное
здание с последним выносным этажом, белые стены, которые частенько были
обшиты темным деревом или украшены нарисованной кладкой. Заглянем
внутрь. Стены обычно делились на три части: фриз, украшенный
орнаментом; центральная часть — либо просто белого цвета, либо
темно-зеленого или темно-синего с золотым узором (часто встречается
узор в виде французских лилий или звезд); последняя часть представляла
собой деревянный цоколь. Иногда стены обивали тканью или украшали
коврами. Как раз в это время в Европе появляются ковры из Персии с
изображением сцен из мифов. Полы были деревянными или
выкладывались плиткой, с рисунком в виде орнамента. Для окон в это
время начинают использовать стекло, и сначала появляются круглые
оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла. Мебель
богато украшалась резьбой, филенками, орнаментом, передающим мотивы
каменных переплетов окон и других деталей архитектурной отделки зданий. Готическое
кресло представляет из себя сундук, к которому приделана высокая глухая
спинка с глухим же подлокотником. Буфеты имели форму больших
прямоугольных или круглых столов на четырех или шести ножках. На буфете
расставлялись пряности, фрукты, печенья и конфеты, а иногда и дорогие
золотые или серебряные сосуды, для чего на верхней доске буфета
устраивали своеобразную этажерку из двух или трех полок. Кровати
стали делать ниже, чем прежде, с высокой прямой спинкой в головах.
Именно на стенке в головах сосредоточивалась вся отделка, резьба. Яркой
особенностью был также и балдахин над кроватью, который теперь стал еще
шире и длиннее. Балдахин выполнялся обычно из дорогих материй и
расшивался золотыми и серебряными нитями. Центром комнаты обычно
был богато украшенный камин. Он мог делаться двойным или даже тройным,
в зависимости от объема отапливаемого помещения. Внушительные размеры
камина позволяли придавать ему облик архитектурного сооружения.
Украшался камин крепостными башенками, шпилями, фризами с изображениями
рыцарских турниров, картин охоты или иронических сценок на бытовые
темы. На камине стояли свечи, которые зажигались на празднествах или
при приемах гостей. Из деталей в убранствах залов обычно всегда
можно было увидеть оружие, охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах,
боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать
воинскую доблесть хозяина замка. Цвета готики — красные, синие,
желтые, коричневые цвета плюс золотые и серебряные нити. А также
пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые и зеленые
оттенки. Общая картина представляется довольно пестрой по
цветовой гамме и устремленной вверх своими основными элементами.
Характерна для этого стиля и величественность — отдадим должное
смелости мастеров, не боявшихся применять черты соборной архитектуры в
интерьерах домов. Можем ли мы сегодня где-то увидеть такое
оформление интерьера? В Интернете можно найти множество сайтов, скажем,
ресторанов, в которых их хозяева попытались воссоздать готический
стиль. Где-то это получилось лучше, где-то хуже, но для нас важно одно
— готический стиль может дать интересные идеи к оформлению и сегодня. Попробуем
понять, как мы можно применить эти знания в обычной современной
квартире (сразу оговоримся, что речь идет не о полной реконструкции
нашего жилища, а только о придании нескольких интересных черт
интерьеру). Вот несколько композиций. Ужин в готическом стиле.
Для создания атмосферы нам потребуются: большой стол, гобеленовая
скатерть, подсвечники на высоких ножках на несколько высоких свечей.
Все это нужно расставить, свечи зажечь, наполнить стол яствами,
пригласить друзей и наслаждаться получившейся атмосферой праздника. В
качестве элемента комнаты можно сделать некий уголок или оформить
книжную полку в готическом стиле. Для создания общего характера
возьмите драпировку из тяжелой ткани и придайте с ее помощью общее
направление движения композиции. Интересным акцентом может послужить
подсвечник из витражного стекла. Хорошо будет смотреться красная роза в
высокой стеклянной вазе. И в завершение хаотично разложите несколько
томиков книг (по возможности, старых изданий). Зарисовка на письменном столе.
Для нее нам понадобится подходящий стол (сделанный хотя бы в
классическом стиле). Настольная лампа строгой формы из витражного
стекла и рамочка с фото вашего любимого готического собора создадут
теплую атмосферу, а подставка для ручек и карандашей с резным
геометрическим орнаментом будет надежным помощником на вашем столе. Надеюсь, что эти несколько вариантов оформления послужат толчком для ваших удачных экспериментов!
Теги:
Источник: http://www.newacropolis.ru
|