Интерьер в готическом стиле: Окольцованная вечность
Знатоки называют Средневековье эпохой «окольцованной вечности»,
оставившей миру непреходящие культурные ценности. Именно поэтому
одухотворенность готического стиля, его устремленность ввысь, его
дематериализация даже через 5 веков продолжает занимать умы и волновать
сердца.
Интерьер в готическом стиле: Окольцованная вечность
Условно стили интерьера можно разделить на стили современные и стили исторические.
Готический стиль интерьера – это исторический
стиль, черты которого обусловлены совершенно определенной исторической
эпохой, Средневековьем. Эта эпоха сформировала особый тип личности.
Крестьянин, бюргер, ремесленник, свято веря в загробную жизнь и
прилежно трудясь, были мужественными людьми, не боялись смерти,
стоически терпели все превратности судьбы. Готический стиль -
стиль сложного психологического состояния. Он стал воплощением всего
периода Средних веков в понимании современного человека.
Церковь тех времен была настолько ортодоксальной, что полностью
отвергала человеческое начало. В моде было все бестелесное, высокое -
удлиненные пропорции, ни малейшего намека на тяжесть грубой материи.
Возникает потребность в новом типе храма - просторном, эфемерно
высоком, где человек чувствовал бы себя песчинкой. Несоизмеримое с
человеком пространство собора, вертикальность его башен и сводов,
подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное
сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на
верующих. Подобно соборам и светские здания устремляются ввысь, стремясь
приблизиться к небесам — появляются шпили, башни, арки. Потолки в
помещениях высокие. Обстановка отнюдь не убога, но и не пестра,
достоинство и монументальность во всем. Даже в одежде того времени подчеркивались вертикальные линии и
устремленность вверх. Платье средневековых женщин имело очень высокую
линию талии, декольте удлинённой формы, узкие длинные рукава, юбку,
собранную в складки обычно только с одной стороны. Причем юбка
расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Дополняли этот наряд
конусообразный головной убор (высотой до 70 см), который напоминал
башню готического собора, и остроносая обувь. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по
назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью,
с «высшими» иррациональными силами. Именно поэтому скульптурные
композиции, витражная живопись, вышивки и картины средневековых
мастеров изображали в основном сцены из священного писания. Точное воспроизведение любого исторического стиля требует не
только воссоздания его художественного образа, но и реализации его в
конструкциях и материалах того времени. Поэтому, как бы мы сегодня ни
старались, у нас все равно получится более или менее удачная стилизация
«под готику».
Современный готический стиль интерьера подразумевает имитацию интерьера замков средневековой Европы.
Эта стилизация требует обязательного наличия высоких потолков (3м
и выше). Вначале создается прямой потолок белого цвета, затем
декорируется балками и прогонами из искусственно состаренной или
темной, лакированной древесины. Одна или несколько люстр художественной
ковки должны быть подвешены к потолку достаточно высоко для того, чтобы
хорошо освещать жилое пространство, и достаточно низко для того, чтобы
не полностью рассеивать сгустившиеся под потолком и в углах тени. Стены лучше всего отделать панелями, имитирующими природный
камень, темными деревом или украсить стенной росписью насыщенных
цветов, а пол покрыть плиткой, стилизованной «под гранит». Используемые
материалы должны имитировать камень, старое дерево, позеленевший
металл. Наша задача не придать помещению полностью средневековый вид,
вкупе со многими неудобствами для современного человека, а внести лишь
элементы: сделать дверные проемы куполообразной формы, максимально
расширить окна и украсить их витражами, сделать нарочитой
вертикальность всех элементов декора.
Предметы обстановки лучше выбирать такие, которые максимально
соответствуют духу того времени, способные создавать атмосферу
торжественности, монументальности и в то же время одухотворенности:
высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками,
буфеты на высоких ножках, сундуки, обтянутые кожей с фигурной лепниной
и металлической фурнитурой. Современные
стулья в готическом стиле все такие же прямые, с высокими спинками, но,
благодаря технологичности материалов, далеко не такие неудобные, как в
средневековых замках. Письменный стол с поднимающейся столешницей, с
глубокими выдвижными ящиками придется как нельзя более кстати в
готической стилизации интерьера. А широкая кровать с массивным
изголовьем и обязательным деревянным навесом легко превратит любую
комнату в настоящую дворцовую спальню. Дополнят интерьер в готическом стиле стенные стрельчатые
драпировки, гобелены, ковры. Имейте в виду, что именно этот стиль ввел
понятие гарнитура, когда шторы, мебель и покрывала выполнены из
сочетающихся тканей. Большая декоративность всего стиля в целом должна
отражаться и в используемых тканях: золотая нить, набивной рисунок в
виде трилистника, звезды, полумесяца, преимущественно на темном фоне
основы. Цветовая гамма: пурпурные, рубиновые, желтые, красные, синие,
зеленые оттенки, с использованием золотых и серебряных вкраплений.
Центр
интерьера в готическом стиле - богато оформленный камин или кафельная
печь. Это может быть фальш-камин, украшенная изразцами гипсокартонная
имитация печи, или просто радиатор, выполненный в готическом стиле,
главное, чтобы в помещении присутствовал символ источника огня,
источника тепла, а значит и источника жизни для наших далеких
средневековых предков. При оформлении каминов и печей не стоит забывать
о том, что конструкция не должна быть слишком громоздкой. Ведь
средневековые замковые очаги, как и ребристые своды, кропотливо
складывались из мелких клинообразных камней и были настолько
усовершенствованы, что стали упругими и легкими, в корне меняя
представление о тяжести каменных конструкций. Одной из главных
особенностей готического стиля является дематериализация формы.
Физические свойства материала больше не определяют характер зрительного
образа. Зрительный вес камня не соответствует физическому, - тяжелый и
твердый, он превращается в легчайшее кружево резьбы. Об этой
особенности готического стиля хорошо написал О.Мандельштам:
"Кружевом камень будь
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань".
Современный готический стиль интерьера ни в коем случае
не должен рождать ощущение "мрачного средневековья", а скорее внушать
чувство романтики и классической безмятежности. Только четкое знание предмета и безупречный вкус способны
объединить вместе мебель в готическом стиле, декоративные кованые
люстры, витражи, с классической мягкой мебелью и современной техникой.
Обилие воздуха, стильные сочетания драпировок с предметами интерьера,
оригинальные, в стиле средневековых, аксессуары и правильно выдержанный
образ эпохи, создадут в итоге впечатление невероятно стильного и
современного интерьера в готическом стиле.