...Образ древнего вампира-аристократа стал высшим достижением
Лугоши в кинематографе. Он сам прямо это признал, завещав похоронить
себя в полном костюме Дракулы. На похоронах актера (он умер в 1956
году) Винсент Прайс, глядя на Дракулу, лежащего в гробу при всем параде
(на нем был даже знаменитый плащ), не удержался и сказал,
содрогнувшись: "Может, все-таки проткнуть его колом? Просто на всякий
случай..."
...Лон
Чейни умер 30 августа 1930 года. Великий Эрик "Призрака оперы",
непревзойденный "Горбун из Нотр-Дам", единственная и неповторимая в
своем разнообразии чудовищная легенда немого кино. "Человек Тысячи Лиц"
и умирал немым – рак сожрал его гортань. Как будто Великий Немой
наказывал его за гениальное предательство – за пять голосов, которыми
персонаж Чейни разговаривал в "Несвятой троице", его единственном
звуковом фильме.
Следующей ролью Лона Чейни должен был стать Дракула. Чейни
играл вампира в "Лондоне после полуночи" Тода Браунинга, и идею
экранизации романа Брэма Стокера они вынашивали вместе. Студия
"Universal" проект поддержала – прежде всего, из-за участия Чейни
(фильмы с ним окупались практически всегда).
Но Чейни умер, а фильм – нет.
История
кино показала, что Дракулу убить невозможно – во всяком случае, убить
надолго. Самая первая экранизация романа, снятая в 1920 году в РСФСР,
считается пропавшей, но никто не гарантирует, что и этот русский
Дракула не возродится когда-нибудь из забвения. "Носферату" Ф.М.Мурнау
(1922), несмотря на переименования всех персонажей романа (граф
Дракула, например, стал графом Орлоком) и перенесение действия из
Лондона в Бремен, по требованию вдовы Стокера был снят с проката и
уничтожен – но ведь всего одна сохранившаяся "пиратская" копия фильма
может вернуть его к жизни...
Новому "Дракуле" иск о нарушении авторских прав, конечно, не
грозил: студия приобрела права на экранизацию официальной бродвейской
версии "Дракулы" 1927 года, которая была, в свою очередь, адаптацией
лондонской постановки 1924 года. На Бродвее спектакль пользовался
большим успехом – в чем была немалая заслуга исполнителя главной роли.
Бела
Ференц Дежо Бласко родился в венгерском городе Лугош, в богатой семье
(отец его был банкиром). К актерской профессии Бела впервые приобщился
в 1901 году – играл в театре, потом снимался в кино (сначала под
псевдонимом Аристид Олт, а с 1918 года – как Бела Лугоши). С началом
Мировой войны пошел добровольцем в австро-венгерскую армию (привет от
бравого солдата Швейка!), воевал, был трижды ранен. Демобилизовался в
чине пехотного лейтенанта. В 1919 году, после неудачной попытки
организовать актерский профсоюз, вынужден был уехать в Германию, а в
конце 1921 года перебрался в Нью-Йорк. Первые свои спектакли в Америке
он играл, даже не зная английского языка: выучивал бессмысленные для
него тексты на слух. В 1927 году он вышел на сцену в плаще Дракулы –
этот спектакль шел в течение трех лет, и именно его успех подарил
Браунингу идею фильма. Тод Браунинг уже снимал Лугоши в 1929 году в фильме
"Тринадцатый стул", и когда смерть запретила Чейни говорить с экрана
голосом вампира, эта честь была предложена венгерскому актеру.
Легенда
родилась в день святого Валентина. 14 февраля 1931 года "Дракула" вышел
на экраны. "Самая странная любовь, которую когда-либо видел человек!" –
гласили афиши. Возможно, это было преувеличение, но фильм стал для
"Universal" самым прибыльным проектом года и закономерно породил первую
волну классических звуковых фильмов ужасов...
Сценические корни "Дракулы" видны почти во всем – кроме,
пожалуй, сцены безмолвного пробуждения графа и его вампиресс в подвале
замка. Монтаж этого эпизода и операторская работа Карла Фройнда (годом
позже он режиссировал знаменитую "Мумию") просто блистательны –
открывающаяся крышка гроба сменяется кадром с выбирающейся из ящика
крысой, из другого гроба показывается рука – из миниатюрного саркофага
выбирается огромный шершень...
Мы
не видим, как поднимается из могилы граф – Бела Лугоши просто
выпрямляет плечи и пронзительно смотрит прямо в зрительный зал. Губы
его ясно очерчены гримом, глаза подсвечены, но все лицо как будто
остается в тени (этот прием, быстро ставший штампом, спародирован в "Семействе Аддамс" – именно так подсвечены глаза блистательной Мортиции Аддамс в исполнении Анжелики Хьюстон).
Еще одна сцена, сыгранная специально "для кино" – эпизод, когда
Ван Хелсинг замечает, что граф не отражается в зеркале. Эффект этот,
невозможный для театральной сцены, так понравился режиссеру и
оператору, что они заставили Ван Хелсинга раз пять повторить
эксперимент – и зритель вместе с ним раз за разом видит, как отраженные
в зеркале Мина и доктор Сьюард обращаются с репликами к пустому
месту...
Сюжет
фильма довольно близок к роману Стокера – с поправкой на сценическую
адаптацию. Вместо Харкера в Трансильванию к Дракуле едет Ренфилд; он
же, полностью подчинившийся воле графа, остается единственным живым
пассажиром вернувшейся в Лондон "Весты". Нет сцены уничтожения Ван
Хелсингом ставшей вампиром Люси (хотя она и подразумевается). С самим
Дракулой также удалось покончить прямо в Лондоне, без выезда на
восточноевропейскую природу.
Для фильма ужасов "Дракула" удивительно и непривычно деликатен.
Никакого натурализма, никакой крови – вернее, почти никакой:
единственная капля крови, которую видит зритель – из пореза на пальце
Ренфилда. Мы ни разу не видим, как Дракула кусает свои жертвы: когда
Лугоши хищно склоняется над бесчувственной Миной, напряжение достигает
такого накала, что наплывающее на экран затемнение воспринимается как
потеря сознания всем зрительным залом. Убиение Дракулы мы тоже не видим
– мы его слышим...
Бела
Лугоши, создавший хрестоматийный образ вампира, в этой роли изумителен
и последователен. Его Дракула – аристократ, он ничего не боится, он
привык повелевать людьми и призраками. Изумительно выразителен взмах
плаща, которым он отгоняет вампиресс от потерявшего сознание Ренфилда.
Но аристократизм словно слетает с него, когда кто-то противится его
воле – а на это оказывается способен только Ван Хелсинг (его сыграл в
фильме Эдвард Ван Слоун, позже отметившийся также ролями во
"Франкенштейне" и "Мумии"),
и тогда спокойствие аристократа сменяется яростью зверя. Кстати,
классических "вампирских" клыков Лугоши так и не показал – и, что
характерно, я вспомнил об этом только после окончания фильма. Его
Дракуле не нужны были клыки, его искаженное жаждой крови лицо
достаточно выразительно и без них.
Образ древнего вампира-аристократа стал высшим достижением
Лугоши в кинематографе. Он сам прямо это признал, завещав похоронить
себя в полном костюме Дракулы. На похоронах актера (он умер в 1956
году) Винсент Прайс, глядя на Дракулу, лежащего в гробу при всем параде
(на нем был даже знаменитый плащ), не удержался и сказал,
содрогнувшись: "Может, все-таки проткнуть его колом? Просто на всякий
случай..."
Если
бы Лона Чейни посетила прихоть захватить с собой в могилу свои лучшие
кинороли, его пришлось бы хоронить в шкафу-гардеробе, класть в ногах
килограмм десять грима, два десятка париков и ящик жутковатых
приспособлений для кардинального уродования физиономии.
Мне осталось только упомянуть, что на кассете фильм выпущен в
официальной версии 1999 года - с новым музыкальным сопровождением.
Музыка, написанная Филипом Глассом и исполненная квартетом "Кронос",
легла на фильм "как родная" и, как мне показалось, стала вполне
адекватной заменой прежнему сопровождению – классике Чайковского,
Шуберта и Вагнера. Во всяком случае, она совершенно соответствует
стилистике "Дракулы". Перевод фильма сделан аккуратно, дубляж
закадровый и не забивает оригинального текста.
Теги:
Источник: http://barros.rusf.ru/article095.html
|