Статья о классический фильме о вампирах «Носферату – симфония ужаса»
Удивительна судьба шедевров. Фильм, который должен был быть
уничтожен по решению суда, чудом сохранился, и лента Вильгельма
Фридриха Мурнау не только стала образцовым каталогом многих
киноприемов, которые будут изучаться десятилетиями, но и положила
начало новому жанру в кинематографе.
Фильм снят в 1922 году, компания «Прана-филмз», находившаяся на
грани банкротства, надеялась с помощью «Носферату» поправить свое
положение. Продюсеру не удалось договориться с вдовой писателя Брэма
Стокера об экранизации «Дракулы», и киномагнаты решили действовать на
свой страх и риск. Был слегка подкорректирован сюжет, изменены имена
героев, и вместо Лондона действие перенесено в Бремен.
Соперник Дракулы Но вдова Стокера обратилась в суд с иском о
незаконном использовании книги ее супруга. Денежной компенсации с
«Праны» ей получить не удалось, и тогда она решает добиться хотя бы
справедливости – в юридическом понимании. Ей это удается, немецкие прокатчики уничтожают копии.
Остальные копии методично отлавливались компанией, которой госпожа
Стокер передала права на экранизацию «Дракулы», и также уничтожались. Кстати, в Швеции фильм был тоже запрещен, но уже по другой
причине – как чересчур страшный. Запрет официально был снят только в
1972 году.
Такова ирония судьбы – фильм, считающийся классикой
кинематографии, едва не оказался уничтоженным навсегда и бесповоротно.
Нарушение авторских прав – серьезный проступок, но, наверное, не бывает
правил без исключений.
Действительно, фильм был для своего времени предельно
новаторским. Например, главный герой вампир Носферату, он же граф
Орлок, появляется на экране в общей сложности всего на девять минут. Общая атмосфера ужаса создается «окружением, которое делает
короля» – внезапным негативным изображением, тревожными кадрами
мечущихся по лугу лошадей, жуткими чумными мышами, высыпающими из
гроба, который везут на корабле в Бремен, пустым кораблем, прибывающим
в порт, игрой теней и резкой сменой планов.
Кстати о негативе. Если смотреть внимательно, то мы увидим, что
ночные деревья из черных стали белыми, а повозка и лошади остались
темными. Классический пример новаторства, изучаемый во всех киношколах:
Мурнау действительно снимал сцену на негатив, но лошадей и повозку он
задрапировал в белые ткани. Макс Шрек, исполнитель главной роли, стал фигурой легендарной.
Существует киношное предание, что актер был не чужд вампиризму и Мурнау
прекрасно знал, кого он выбирает на главную роль.
Гример, конечно, постарался на славу. Носферату как бы уже
появляется в фильме в тот момент, когда наивный клерк Хаттер еще только
едет в его владения. Из окна мы видим странного вида существо, невесть
откуда взявшееся в Трансильвании, которое крестящиеся по православному
обычаю – справа налево – старухи называют оборотнем. На вид – сущая
гиена, удивительно похожая на самого Носферату.
Актеру нужно было воплотить на экране образ существа в
человеческом облике, но человеком не являющегося. Шрек выработал особую
моторику движений своего героя – они слишком быстрые и резкие для
обычных людей, скованность жестов должна напоминать нам о том, что
большую часть времени Носферату проводит в тесном гробу.
Любопытно, что классическим образом вампира стал все-таки
Дракула в исполнении Белы Лугоши (фильм Тода Браунинга «Дракула» 1931
года), вампир-аристократ, а не инфернальный урод граф Орлок. Заметим
попутно, что недавний мультик про уродливого великана-огра называется
«Шрек» неспроста, это такой кинематографический юмор для посвященных.
Вампиры как мы
Кадр из фильма «Носферату – симфония ужаса» | Вампиризм
в фильме тотален, питание чужими соками, для того чтобы выжить самому,
распространено, по замыслу Мурнау, на всю Природу – паук опутывает
своей сетью муху, растение росянка поглощает очередную жертву. Так ли
эти действия отличаются от того, с чем мы привыкли ассоциировать
вампиров?
Современная культура уже не довольствуется традиционной
эксплуатацией вампирской темы. Она методично исследует сообщество
вампиров как особую субкультуру, выясняя сложности самоидентификации ее
представителей – от национальной (в том числе еврейства) до
сексуальной. Особые обертоны питание чужой кровью получило в связи с
распространением СПИДа. Вспомним также набирающий обороты в последние
десятилетия вал литературы об энергетическом вампиризме и способах
защиты от него.
Своеобразное эхо этой моды – пышный расцвет субкультуры «готов»
со своей музыкой, недешевым прикидом, литературными пристрастиями и
стилем поведения.
Если рассматривать вариации на вампирские темы, мы увидим, что
«новые» вампиры не такое уж абсолютное зло, как Носферату или Дракула. Вампир становится ближе к обычным людям, у него есть душа, он
не чужд простым человеческим радостям, хотя остается «чужим»,
особенным, не таким, как все. Так, Коппола в своем «Дракуле»
режиссирует вампирические действия как эротические сцены. Эта же
метафора доведена до предела в знаменитом фильме «Интервью с вампиром»,
но уже с размытием сексуальной ориентации героев.
Вампиры по всем параметрам попадают в маргиналы и, как следствие
этого, под современные понятия о политкорректности по отношению к малым
общественным группам. То, что вампиров «на самом деле» не существует – уже не важно.
Можно просто наблюдать, как политика, общая для всех маргинальных
групп, работает в эстетическом поле и для сугубо виртуального
сообщества.
Действительно, слишком многое оказалось стянуто в легендах о
вампирах в один узел: маргинализация, криминал, эстетизация желания и
грубая материальность его удовлетворения, затягивание новичков в секту
«посвященных», обмен полупризрачного существования на бессмертие.
Наконец, сама основа жизни – общая как для человека, так и для вампира
– кровь. В фильме «Носферату» Кнок, инфернальный риелтор, который
присматривает графу Орлоку недвижимость в вольном городе Бремене,
говорит Хаттеру о его предстоящем путешествии в Трансильванию: «Вы
заплатите за это потом и слезами и, возможно, небольшим количеством
крови».
Фильм «Носферату – симфония ужаса» породил два любопытных
варианта. Вернер Херцог снял римейк этого фильма «Носферату – призрак
ночи» с Клаусом Кински в главной роли, а Элиас Меридж поставил
замечательную картину «Тень вампира» о съемках первого «Носферату», где
роль режиссера Мурнау играет Джон Малкович.
Этот фильм эксплуатирует легенду о том, что Мурнау пригласил на
роль не Макса Шрека, а настоящего вампира. Разумеется, во время съемок
нужно было подпитаться кровушкой, и режиссер долго выбирает, кого из
съемочной команды отдать ему на ужин: сценариста, пожалуй, ведь менять
сюжет уже не придется. Действительно, режиссеры безжалостны, когда речь
идет о создании их фильмов…
Кстати, самая первая экранизация «Дракулы» была сделана в СССР в 1920 году. К сожалению, эта копия не сохранилась.
Теги:
Источник: http://www.vz.ru/
|