Молодежные
субкультуры - сравнительно новое явление в истории человечества,
феномен ХХ века. Появление его стало возможным, когда общество признало
молодежь в качестве самостоятельного социально-культурного образования.
Сегодня молодежь (45% населения Земли по данным ЮНЕСКО) - социальная
группа, большая не только по численности, но и по и влиянию на
общественные процессы в разных странах. Основная ее социальная проблема
сводится к маргинальности статуса: молодые люди уже не дети, но еще и
не взрослые. Молодым присущи такие возрастные
черты, как дух экспериментаторства, максимализма, сумасбродства. Этот
период жизни, относительно свободный от общественных и семейных
обязанностей, они стараются творчески наполнить приключениями. Сильно
развитая потребность в соперничестве выражается в изобретении все более
экстремальных, авантюрных видов спорта, в создании новых музыкальных и
танцевальных направлений. Все это способствует зарождению молодежных
субкультур. В 1960-е годы западный мир содрогнулся,
впервые столкнувшись с массовым открытым неповиновением молодежи,
вылившемся в мощное движение хиппи, которое прокатилось волной по всей
Европе. Более ранние субкультуры 1940-50-х годов (зуты, теды, моды и
др.), не носили столь массового характера, затрагивая лишь определенные
социальные слои. С тех пор общество больше не знало покоя от
подрастающих бунтарей, всякий раз грубо попирающих его нравственные
устои. Одним из основных средств протеста молодежь выбрала одежду, кардинально меняющуюся с приходом каждой новой субкультуры. Миролюбивые
хиппи, отличавшиеся пристрастием к ярким восточным мотивам и
естественности, «передали эстафету» агрессивным, воинственным панкам,
после которых стало практически невозможно разобраться в бурно
нахлынувшем субкультурном потоке. В современную эпоху постмодернизма
субкультуры уже не следуют одна за другой, а возникают практически
одновременно, используя все ту же форму протеста - отличительный
внешний вид. Подобно членам племенных сообществ
«маркирующих» соплеменников особыми метками, в молодежной среде
своеобразные отличия позволяют идентифицировать их обладателей со своей
группировкой. Например, у байкеров черные кожаные куртки
с различными знаками, потрепанные джинсы, тяжелые мотоциклетные
ботинки, несут такую же идентификационную функцию как татуировки и
украшения в индейских или африканских племенах. Наша
страна тоже не осталась в стороне от подобных явлений, но у нас они
носили скорее подражательный, нежели фундаментальный характер. Все
началось с отечественных стиляг середины 1950-х. Их появление на фоне
закрытого общества стало знаковым. «Стиляги заняли такое место в
отечественной культуре не потому, что напоминали экзотических ярких
птиц среди стаи одинаковых воробьев, а потому, что сам факт их
появления и существования доказывал: в современном мире нельзя
полностью изолировать ни один народ даже с помощью идеологического
(иначе «железного») занавеса».1
Несмотря на сопротивление властей, стремление к самовыражению через
внешний облик, было уже невозможно остановить. Языком костюма
оповещали: мы есть, мы существуем и мы другие. В
конце 1960-х, с некоторым запозданием советская молодежь «примеряла на
себя» хипповые наряды. Смешав европейский пацифизм с дзен-буддизмом,
растафарианством,2
и родными, исконно народными мотивами, мы получили свой славянский
вариант хиппи. Однако, став внешне подражательным, по своему
мировоззрению он не имел ничего общего с западным первоисточником. В
результате подобного микса представители этой субкультуры в России
отличались особым национальным колоритом. «Русский хиппи самый народный
в мире. Вот он идет по московскому сабвею, в лаптях или ковбойских
шпорах, в клетчатой румынской рубашке, с прибалтийским хайратником и
котомкой от магазина «София», в клешах напоминающих деревенское
лоскутное одеяло. А в голове у него Моррисон и Агни Йога, Розанов и
Кастанеда, способ приготовления наркотика из сосновых игл,
самиздатовский путеводитель по монастырям Тибета и Алтая...»2. Позднее,
развилось подражательное панк движение. За угрожающей внешностью панков
скрывалось стремление во что бы то ни стало привлечь внимание общества
к своим проблемам. К созданию образа европейского панка приложил силы
дизайнерский союз Вивьен Вествуд и Малькольма Макларена, чей креатив
был дополнен идеями студентов художественных училищ, вошедших в ряды
субкультуры. В Советском Союзе панки, естественно, не имели такой
мощной поддержки, и их эксперименты ограничивались личной фантазией и
подручными материалами, в результате, внешность приобретала
своеобразность. Переняв самые приметные черты стиля: разноцветные
ирокезы, значки, английские булавки, кожаные куртки и рваные джинсы,
они, вслед за русскими хиппи, создавали свою эклектичную копию. Увлечение
новым музыкальным направлением, хард-роком, привело к появлению
«металлистов» или «рокеров». Рокерами также называли группы молодых
людей на мотоциклах, нарушающих ночной покой городов ревом моторов,
западным прототипом которых были байкеры. Отметим, что в
нашей стране подражательные субкультуры появлялись с некоторым
запозданием, когда постмодернизм уже успел повлиять на все сферы
культуры. История советских (российских) молодежных субкультурных
движений миновала первоначальную фазу линейного развития, пройденную
на Западе. В нашей стране одновременно возникало и сосуществововало множество молодежных субкультур. В
настоящее время молодежные субкультуры в России получили возможность
глубже узнать не только о внешности, но и о внутренних, теоретических
основах западных «собратьев». Наши субкультурные «фанаты», наравне с
иностранными, имеют сайты в Интернете, на которых рассказывают о
себе, обмениваются информацией. Благодаря этому в России
распространилась довольно популярная в мире, интересная, но закрытая
готическая субкультура, которая уходит корнями к панкам, а также к
готическим романам Х1Х века. Ее представители - готы предпочитают
использовать в своей одежде элементы костюмов прошлых веков в
современной интерпретации. Сегодня в крупных городах России можно также
встретить, панков, рейверов, растаманов, скейтеров, роллеров, байкеров,
рокеров. Общество стало воспринимать их более снисходительно. Как
замечают западные исследователи, мир стремительно движется в сторону
разнообразия. Одно из его проявлений - движение клабберов (от англ.
club - клуб). Клабберы - это молодые люди, примеряющие на себя образы
представителей различных субкультур ХХ века, не связывая внешность с
идеологией. На вечеринках клабберов можно встретить людей одетых как
хиппи, как панки, как готы и др., но на самом деле, не являющихся ими.
Так возникает возможность каждый день быть другим. Одежда - самый
подходящий и доступный способ для самовыражения и создания собственного
неповторимого стиля. Уходят в прошлое старые представления об
элегантности. Сегодня стало не модно одеваться «с головы до ног» у
одного дизайнера. Смешивая одежду от дизайнеров с
одеждой из секонд-хенда, дополняя наряд дешевыми китайскими
аксессуарами с рынка и обувью из бабушкиного сундука, можно прийти к
созданию собственного неповторимого стиля, конечно, при наличии вкуса.
Каждый индивид получил одобренную обществом возможность творить
собственный облик в соответствии со своими представлениями. В России
еще слишком сильны старые убеждения, поэтому, к такому пониманию моды,
возможно, мы придем еще не скоро. Но развитие в мире подобных тенденций
рано или поздно коснется и нас. Пока же отечественные
представители молодежных субкультур, в отличии от иностранных,
по-прежнему, не могут приобрести одежду своего специфичного стиля. Они
вынуждены что-то покупать в интернет-магазинах на заграничных
веб-сайтах, (а это - недешево), что-то шить самостоятельно, что-то
искать в секонд-хендах или на рынках. В мире
производство и поставка одежды, обуви и аксессуаров для представителей
молодежных субкультур давно поставлены на коммерческую основу. И это
неплохой бизнес. Рынок освоен производителями,
есть дизайнеры, специализирующиеся на этом направлении. Молодежные
субкультуры - в прошлом не слишком большая прослойка общества - в
настоящее время расширяются. Нельзя отрицать существования и не
учитывать потребностей. Ассортимент молодежной одежды достаточно
популярен у российских производителей, тем не менее, он не охватывает
всех ставших настолько разнообразными интересов молодежи.
Теги:
|