Пост-панк (post-punk) – одна из разновидностей «новой волны»
(иногда эти термины употребляют как синонимы, что не совсем верно),
наследующая панк-року второй половины 70-х. В отличие от «новой волны»,
пост-панк является понятием в большей мере стилевым, а не
социокультурным, хотя здесь мы тоже имеем дело не с единым стилем, а с
целым их конгломератом. Пост-панк появился в 1977-78 годах, когда
британская панк-«истерия» стала потихоньку успокаиваться,
коммерциализироваться. Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам
нравился независимый дух и сырое звучание панка, однако они стремились
выразить свое отношение к окружающему миру с помощью новых средств
выразительности, новых технологий, тембров. К тому же, публика уже
устала от агрессивности, нигилистичности, цинизма, «грязи», которые
выливал на нее панк. Поэтому в какой-то мере пост-панк стал не только
продолжением, но и реакцией на творчество своих предшественников. Он
вернул в музыку ноту романтичности, рефлексивности, иногда даже печали,
депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних, личностных. Помимо
панка, на становление пост-панка также ощутимо повлиял танцевальный
жанр диско, электронный эмбиент, а также множество других источников –
от арт-рока до американского академического минимализма. Представители
собственно пост-панка в Британии (THE CURE, ECHO & THE BUNNYMEN,
BAUHAUS, JOY DIVISION, JAPAN и др.) играли музыку мрачноватую,
холодную, нервную. Их очень интересовала область пограничных душевных
состояний, образы истерии, кошмара, депрессии, мистики, «грустной
веселости». Да и сами пост-панкеры были людьми нередко маргинальными –
как, например, лидер JOY DIVISION Ян Кёртис (Ian Curtis), страдавший от
эпилепсии и, в конце концов, решивший проблему взаимоотношений с
внешним миром путем собственного из него устранения. «Рыдающие» THE
CURE создавали необычный внешний образ (обильный грим, «вздыбленные»
прически), выдававший в них «очеловеченных» персонажей комедии del
arte. Близким по духу стало творчество австралийской THE BIRTHDAY
PARTY, и, позднее, ее солиста Ника Кейва (Nick Cave). Саунд пост-панка
отличался лаконичностью, взвешенностью, остротой. Наряду с
традиционными для рока электрогитарами, (со значительной долей
различных «искажателей», шумов, «конкретных» звуков), пост-панк обильно
пользовался синтезаторами. THE CURE применяли синтезаторы для создания
вязкого, тягучего фона, BAUHAUS с их помощью «расставляли» резкие
акценты. Были и музыканты, решившие полностью заменить гитары
синтезаторами, продолжая при этом играть на них панк-рок – так родился
экспериментаторский синтез-поп (Gary Numan, HUMAN LEAGUE, BRONSKI BEAT,
CABARET VOLTAIRE, Билли Айдол и др.). В начале 80-х из этих направлений
выросло движение «нового романтизма» с его изысканной меланхоличностью,
духом саморефлексии, все повышающимся акцентом на танцевальности и
имидже (ADAM AND THE ANTS, VISAGE, DEPECHE MODE, DURAN DURAN, NEW
ORDER, EURYTHMICS, SPANDAU BALLET и др.). Кроме того, британские
пост-панки типа THE CURE стали «отцами» такого сложившегося к середине
80-х направления, как «готика». Настроение музыки американских
пост-панкеров рубежа 70-80-х во многом также вдохновлялось карнавальной
эстетикой «старого доброго» глэма, но сам настрой их музыки был более
позитивным, энергичным, ироничным. Музыкальный стиль отличался
эклектичностью: он сочетал отдельные черты рок-н-ролла, биг-бита,
гаражного рока 60-х, рокабилли, кантри, диско, и все это – на основе
танцевального бита (THE B-52’s, BLONDIE, THE CARS, DEVO, PRETENDERS и
др.). С позиций развлекательности американцы также делали ставку на
имидж, внешние данные, элементы шоу: девушки из THE B-52’s выступали в
пышных платьях и разноцветных париках, музыканты TALKING HEADS выходили
на сцену в костюмах из пестрых экзотических тканей, а чувственная
блондинка Дебора Харри (Deborah Harry) из BLONDIE была столь прекрасна,
что удостоилась звания одного из секс-символов поколения. В ряду
штатовских команд того времени особенно выделялись TALKING HEADS,
которые собрались еще в 1976 году под руководством вокалиста и
гитариста Дэвида Бирна (David Byrne), и одними из первых обратились к
использованию элементов этники (прежде всего заимствованных из
афроамериканской культуры: мультиритмика, пентатоника, полуречитативная
мелодика, вопросо-ответные структуры, использование экзотической
перкуссии и др.). Впрочем, слиянием элементов поп-рока, глэма и
этностилей увлекались и американцы, и британцы – ямайское регги
полюбилось CULTURE CLUB и THE POLICE, карибское ска – THE SPECIALS и
MADNESS. Музыканты пост-панка охотно обращались и к поп-музыке прошлых
лет, в частности, к стилю THE BEATLES – это течение получило название
пауэр-поп (THE KNACK). В числе разновидностей пост-панка следует
назвать и те направления, которые возникли как его непосредственное
развитие (в том числе и на грани хэви-метал). Они продолжали нести еще
не исчерпавший себя запал агрессии, конфронтации, социального
переустройства. Таковы были американский хардкор, британское движение
ой!, позже – кроссовер, грайндкор и др. На основе этих и некоторых
других направлений в середине 80-х сформировалась так называемая
«альтернатива», сконцентрировавшая в себе непримиримый дух
«классического» панка и «тяжелого металла». Однако и идеи
«классического» пост-панка – так, как они выразились в творчестве THE
CURE, BAUHAUS, JOY DIVISION и др. – до сих пор продолжают вдохновлять
молодых музыкантов, вызывая к жизни множество подражаний.
Елена Савицкая.