Дум-ме́тал (англ. doom metal, от doom — «рок», «гибель», «злая судьба») — музыкальное направление, подстиль метала.
Doom-metal - жесткая и тяжелая метал-музыка. Основа - классические
инструменты метала: гитара(ры) бас и барабаны. Это музыка
апокалипсическая, болезненная, как правило, весьма монотонная
(особенно, если речь идет о традиционной groove-основе дума), медленная
и далеко не всегда мелодичная. Строй гитар зачастую низкий, бас -
качевый, риффы - грубые, встречаются характерные гитарные
"пробуксовки", визжащие фидбэки, "угасающие" трели соло и.т.д.
Классический дум можно узнать по специфике звучания (развитие и утяжеление хард-рок начинаний Black Sabbath, Pentagram, Bedemon,
отчасти - блюзовые элементы на фоне угнетающих гитар, грув (groove -
рутина, зацикленость, определенный ритм), внезапные рок-н-ролльные
ускорения и т.д.).
Что касается понятия doom/death, то это несколько иная тропа
развития метала, при современном распорядке вещей, имеющая не очень
много общего с традиционным думом и классическим дум-металом. Однако,
это своеобразный экстремальный и оригинальный жанр.
Из музыкальных проектов направления doom-metal в России наиболее известны Black Sabbath, Candlemass, Reverend Bizarre, Krux и Cathedral.
Что касается направления doom/death, то в России наибольшую известность завоевали Paradise Lost, Anathema и My Dying Bride.
История дум-метала
История дум-метала насчитывает несколько периодов, условно их можно разделить на три группы: зарождение стиля (70-е годы), пик активности (80-е годы) и зарождение еще одного жанра - doom/death, который иногда условно именуют «второй волной дума» (90-е годы).
Ранний дум-метал (также известный как прото-дум) кроме Black Sabbath играли и другие группы, например, Pentagram, Blue Cheer, Black Widow. Однако именно первые альбомы Black Sabbath — «Black Sabbath», «Paranoid», «Master Of Reality», «Vol. 4», «Sabbath Bloody Sabbath», «Sabotage» — считаются классикой прото-дума.
Из современников Black Sabbath к основателям стиля можно отнести также группу Pentagram, совпавшую с Black Sabbath в формировании нового звучания.
Вслед за первооткрывателями в 1980-х гг. появилось множество групп, играющих дум-метал, в их числе немалоизвестные Trouble, Saint Vitus и Candlemass.
90-е
годы ознаменованы появлением нескольких ответвлений традиционного
doom-metal (таких как дроун дум (drone doom) и сладж/дум
(sludge/doom)). Кроме того, появилось еще одно независимое
metal-направление, вышедшее из замедленного death-metal, но нередко
рассматриваемое параллельно с думом - дэт/дум. Музыканты открывают новое звучание — например, в новом направлении дэт/дум (Evoken, Winter, Disembowelment)
можно заметить унаследованный от death, модифицированный и неторопливый
риффаж (из-за которого, видимо, в название определения критики решили
добавить слово "doom", ибо классический дум тоже отличается
неторопливостью) и гроулинг, дроун дум (Earth, Sunn O)))) - своеобразный, ультразамедленный и "гулкий" вариант дума, фьюнерал-дум (Funeral, Thergothon, Skepticism, Shape of Despair, Esoteric) - ультразамедленный и видоизмененный doom/death с похоронной атмосферой. И сладж/дум (Grief и Eyehategod) - симбиоз традиционного дума (в духе тех же ранних Black Sabbath) и хардкора старой школы (типа Black Flag), естественно, с преобладанием первого.[источник?]
Соотношение дума и готик-метала
Многие путают дум-метал и готику. Ситуация осложняется тем, что часть метал-прессы бездумно относит большинство дум-групп к готик-металу, как и лейблы, которые неверно классифицируют дум-акты как готик-метал, и наоборот. Необходимо уяснить, что эти два жанра имеют очень мало общего между собой. В 80-ые гг. готика, будучи тёмной, депрессивной музыкой, основывалась на звучании таких групп, как Sisters of Mercy, Fields of the Nephilim и Bauhaus. Готическая субкультура зародилась и приобрела импульс в ответ на панковское, на новой волне романтического желания красоты. Единственное, что можно найти общего между готикой и дум-металом - это волнующая, меланхоличная атмосфера, тьма и (иногда) отчаяние. Если обобщить и упростить, то готика имеет более ярко выраженную тенденцию к танцевальному звучанию, тогда как дум-метал остается верным тяжелым гитарам и ударным. Проблема осложняется той легкостью, с которой весь метал с атмосферным влиянием с готовностью запихивают в рамки готик-метала. Готик-метал описывает более мягкую, мелодичную и романтическую сторону метала, в нем зачастую соединяется женский и мужской вокал (так называемый метал в стиле «красавица и чудовище»). В целом готик-команды не имеют ничего общего с дум-металом за исключением, пожалуй, романтичности и меланхолии.
Содержание лирики
Первоначально дум-метал лирически базировался на описании чувств
вроде безнадежности, испытываемых создателями музыки. Идеи дума
являются наследием эры хиппи:
духовные воздействия, песни про употребление наркотических веществ и
галлюциногенов (в некоторых случаях - их воздействие на человеческое
воображение), иногда - ультра-пессимистические песни о войне. В
настоящее время дум-метал сильно не изменился. Он по-прежнему
сосредоточен на чувствах безнадежности, безысходности, испытываемых
музыкантами. Однако большая часть лирики пишется сейчас на более личном
уровне, обращаясь к менее глобальным проблемам: личные чувства любви,
печали, утраты, потери веры и т.п. Тексты о религии
тоже можно рассматривать в качестве потенциального источника
поэтического вдохновения, но они даются лишь в качестве шумового
сопровождения музыки. Иностранные языки - латинский, испанский, французский, норвежский, иногда даже японский
- приобрели популярность в думовых песнях и добавляют в звучание
причудливый художественный оттенок. Не следует путать лирику в думе с блэковой. Религиозные идеи могут служить основой для лирики некоторых команд, но обычно обращение к Богу или другому божеству является символичным и не должно восприниматься буквально.
Разновидности дум-метала
Пройдя несколько стадий роста и прогресса за время своего
существования, сейчас дум-метал принимает множество форм. Ровно как и
смежные жанры - doom/death и funeral doom. Также появилось множество
достаточно далеких от дума и дум/дета ответвлений вроде dark-metal,
sorrow-metal, the beauty and the beast...
Traditional doom
Doom-metal в первозданном виде - это музыка, сформировавшаяся к
середине '80-х, под влиянием раннего творчества таких мрачных и
неторопливых хард-рокеров предыдущего десятилетия как Black Sabbath, Bedemon и Pentagram, но имеющая в своей основе уже тяжесть и жесткость настоящего метала. Самыми видными первопроходцами данного жанра считаются Saint Vitus и Candlemass, хотя в те годы существовало немало и других талантливых и влиятельных doom-групп (Trouble, The Obsessed, Pagan Altar
и т.д.), увы не получивших столь широкой известности... Классический
doom-metal примечателен специфической техникой исполнения и звучанием,
именуемыми "groove" - т.е., наследием монотонного и вязкого хард-рока
'70-х а-ля Black Sabbath.
Это повторяющиеся, грубые, порою атональные риффы, отдельные элементы
блюз-рока, мощный, "укачивающий" бас и даже веяния психоделии.
Некоторые группы классической школы doom-metal предпочитают время от
времени "разбавлять" медленность и вязкость в звучании динамичными,
характерными для рок'н'ролла, вставками - однако это вовсе не
обязательный элемент подобной музыки... Большая часть представителей
традиционного doom-а предпочитает чистый вокал (видимо, отдавая должное
великому Оззи Осборну), среди тех же классиков можно встретить и более
хриплое/грубое пение (Saint Vitus, Dream Death и более молодые - Cathedral).
Атмосфера в музыке классических дум-исполнителей весьма разнообразна -
от холодной, эпической скорби до отчаяния и ярости. Конечно, в отличие
от того же stoner-рока, музыка doom не выражает позитивных эмоций...
Сегодня, как и ранее, традиционный doom-metal далек от популярности, но
это не мешает ему оставаться одной из актуальных и влиятельных сил
андерграунда. Наиболее видные представители: Candlemass, Reverend Bizarre, Saint Vitus, Count Raven, Solitude Aeturnus и Warhorse.
Следует упомянуть и про такое понятие как "эпический дум". В целом,
epic doom - то же самое, что и традиционный doom, но с сильным влиянием
средневековья и/или фэнтези в лирике. Также вокал намного более повествовательный, эпический и даже в некотором смысле театральный. Корни epic doom можно увидеть во многих традиционных металических группах, таких как Manowar и Iron Maiden, плюс попытка воссоздать концепцию pre-doom (proto-doom) групп вроде Black Sabbath. Самые известные epic doom группы – Candlemass и Solitude Aeturnus. Многие группы, играющие в этом стиле, образовались в Вест-Йоркшире, области Англии, в середине/конце 90-х, как, например, Solstice.
Death/doom
Неторопливый и депрессивный стиль метала, вышедший из death metal и претерпевший заметные изменения. Основные атрибуты — гроулинг-вокал и жёсткая ритм-секция (т. е. ударные + бас), однако, в целом отличающаяся от groove-основы традиционного дума. Типичные представители: Winter, Disembowelment, ранние Paradise Lost, My Dying Bride, Anathema (до альбома «Eternity»), Swallow the Sun, Mourning Beloveth, ранний Saturnus. Данный подвид очень неоднороден и относимые к нему исполнители могут звучать совершенно по-разному. К примеру, вышеназванные Swallow The Sun делают упор на сочетание тяжести и мелодики, Mourning Beloveth - на монотонность и жесткое звучание, а Saturnus - на атмосферность.
Funeral doom
Группы, играющие в стиле funeral doom, взяли медленный темп из
doom/death метала и замедлили его еще сильнее; основной акцент делается
на атмосфере отчаяния, опустошенности, горя, несчастья, глубокой
депрессии и сосредоточенной скорби. Этот стиль можно рассматривать как
некий отход от death/doom с помощью замедления и нередко с внедрением элементов эмбиента,
а также низконастроенных гитар и элементами органа. В итоге получается
искаженное и очень мрачное звучание, но, в то же время, часто фантастическое, мечтательное. В качестве вокала обычно используется гроулинг, но зачастую он менее фоновый и очень низкий, чем в других стилях, и в значительной степени используется как дополнительная текстура в музыке. Первооткрывателями стиля являются Thergothon и Funeral, а позднее также Skepticism. Современные представители стиля - Mournful Congregation, Shape of Despair, Until Death Overtakes Me, Nortt, Pantheist, Hierophant, Stabat Mater.
Drone doom
Сверхмедленный и экстремальный последователь традиционного дум-метала. Этот стиль даже более минималистичный и труднодоступный для понимания, чем funeral doom. В этой музыке также ощущается влияние оригинаторов дума Black Sabbath, но многие современные дроун-дум группы дополняют свою музыку такими стилями как noise и ambient. Композиции, как правило, создаются благодаря своеобразно "гудящим" (drone), заниженным дисторшн-гитар и баса, нередко с сильной реверберацией
всей музыки и иногда с чистыми (мелодичными) мотивами. Композиции в
стиле drone doom обычно длинные – типичный трэк длится от десяти до
тридцати минут, а некоторые альбомы состоят вообще из единственного
трэка. Вокал и даже ударные часто отсутствуют, и музыке не хватает ритма
в обычном понимании. Как и funeral doom, музыка в стиле drone doom
выражает отчаяние и опустошенность, хотя апокалиптические и
таинственные темы тоже нередки.
Новатора Стивена О’Мэйлли, на которого сильное влияние оказала группа Earth и который был вовлечен в такие плодотворные проекты как Burning Witch и Sunn O))), можно с уверенностью назвать создателем drone doom как определенного подстиля. Группа Sunn O))) и их предшественница Earth считаются двумя самыми значимыми группами в этом стиле. (См. также «Boris».)
Stoner doom
Смешение doom metal и stoner rock. Пример: (поздние) Cathedral, Sleep, High on Fire, Electric Wizard. Чтобы описать свой стиль музыки, австралийская doom/stoner группа Pod People придумала термин «stoom» (составное из «stoner» и «doom»).
Sludge doom
Сладж-дум (sludge/doom) появился в Америке, на заре '90-х, с такими группами как Grief, Crowbar и Eyehategod. Со временем к этому эшелону подключилась еще одна, достаточно драйвовая бригада - 3D House Of Beef,
законно вписавшись в число sludgecore-классиков... Это андерграундный,
очень медленный и, как правило, немелодичный стиль тяжелой музыки,
рожденный на стыке традиционного дума и хардкора
старой школы. Большинство сладж-думстеров делает ставку на
грязно-звучащие, тягучие и многократно повторяющиеся гитарные риффы, с
мощным, порою даже "перегруженным" басом - это так называемая "звуковая
стена", доведенный до высокой плотности "думовый" groove. От хардкора
они заимствуют некоторую резкозть в звучании (а иногда это и проявления
настоящего хардкорового драйва) и грубый, "больной" вокал. Несмотря на
то, что многие сладж группы используют имидж «бухло-и-трава» (как в stoner rock), им не присущ стонер-рокерский позитивный взгляд на жизнь, и в лирике главными темами являются страдания, ненависть и нигилизм. Типичный пример: Eyehategod и Grief. Дальнейшим развитием этого жанра является так называемый пост-метал, наиболее яркими представителями которого являются группы Isis, Callisto и Cult Of Luna
Теги:
Источник: http://ru.wikipedia.org/
|