Ты, наверняка, видел их много раз, но не знал, что их что-то объединяет… Длинные волосы глубокого черного цвета, черные джинсы, длинные плащи, печальный, задумчивый, отстраненный взгляд, иногда прикрываемый темными
очками. Они не любят солнце и толпу. Они предпочитают уединенно бродить по старой Москве или по заброшеннымпромзонам с фотоаппаратом, и будут не рады, если ты нарушишь философскую тишину места и их уединение. Они печальны, задумчивы, но не депрессивны. Многие из них считают себя обладателями сверхспособностей. Они пришли к нам не с Запада, не с Востока, они со своим мировоззрением родились здесь. Их культура еще только зарождается, но ее уже можно пытаться
анализировать…
Зарождение: Это направление «мрачной» субкультуры – по большей части русское. Как обособленное социальное явление СГ более-менее четко стали выделятся на рубеже XXI века. По сути, это направление можно считать преломлением мрачной готической культуры и идеологии на территории нашей поверженной в III Мировой Войне страны, с ее огромным количеством заброшенных заводов, недостроенных зданий, заросших бурьяном военных частей и просто аномальных зон, где летают НЛО, искажается время, бесследно исчезают люди, и происходят еще многие странные вещи.На формирование данного течения повлияли и русская фантастическая литература 90-х годов, в частности, Стругацкие, Лукьяненко, и его «дозорная» серия, где самая невероятная магия прекрасно уживается с современной московской действительностью, книги Глуховского, западные готическая и индустриальная культуры, и обстановка в России с ее огромным количеством заброшенных сооружений. Если смотреть в корень данной субкультуры, то заметно явное сочетание в равной степени классической готики, современной магии и сталкерского индустриального течения. К тому же, многие СГ – это «повзрослевшие» готы, отказавшиеся от вызывающего имиджа, тяги ко всему загробному, и нашедшие свою мрачную философию не на старых кладбищах, а на заброшенных промзонах и военных базах. Многие СГ всерьез увлекаются мистикой, магией, аномалистикой, параллельными мирами, и даже уфологией, изучают соответствующую литературу, посещают аномальные зоны. Некоторые считают себя настоящими магами, экстрасенсами, иногда даже вампирами и оборотнями. Они – дети глобальной катастрофы, вяло развивающейся на нашей планете. Дети холодной войны, мрачных городов, колоссальных брошенных заводов и военных баз поверженной империи. В отличие от готов, они не видят никакого фетиша в символах смерти, отношение к ней у сталкер-готов не более чем философское. Романтика Отличительная черта сталкер-готов – мрачный, печальный, философский, но не депрессивный взгляд на жизнь. Как правило, СГ - довольно замкнутые и не общительные люди. Наш мир им кажется умирающим, обреченным, их тянет к тёмной стороне жизни, поэтому они предпочитают чёрный цвет и уединение. Основой искусства СГ является фотография с «трипов». Как правило, черно-белая. В Сети встречались фотографии, на которых сами СГ позировали на фоне объектов в противогазах и костюмах химзащиты – для усиления постъядерного образа. Некоторые пишут картины, но чаще их изобразительное искусство бывает представлено черно-белыми компьютерными или карандашными рисунками на соответствующие темы. Встречаются рисунки тушью, гравюры и трехмерная компьютерная графика.«Настоящий» сталкер-гот Это человек, придерживающийся определенных правил СГ, и давно вращающийся в их кругах, или занимающийся одиночным сталкерством и придерживающийся мрачной философии. Из неписаных правил СГ самое главное – не разглашать точные координаты объекта, дабы он не был испорчен граффитерами, не был окончательно разгромлен и разграблен охотниками за металлоломом и праздношатающимися. Музыка Сталкер-готы предпочитают различную музыку – от Gothic, Gothic Metal, Darkwave, Power Metal, и готик-рока, до мрачных, психоделических и философских направлений русского рока и готик-рока, вроде Наутилуса, Пикника, Аукцыона, Кино, Агаты Кристи, OttoDix. О последней группе хочется сказать особо. Ибо именно эта группа с самого начала своей творческой деятельности поддержала сталкер-готическое направление и регулярно радует своих почитателей песнями, пропитанными мрачной апокалиптической атмосферой. Кино Сталкер-готы предпочитают фильмы философской, мистической, фантастической тематики, а лучше, когда все вышеозначенные жанры сочетаются в одной картине. Самый культовый фильм – «Сталкер». Самый сталкерский режиссёр – Тарковский. Остальные вкусы СГ конкретно по картинам назвать сложно, но любимая их тематика понятна. Книги Сложно назвать какие-то культовые произведения, но популярны «Дозоры» Лукьяненко, альтернативные истории Звягинцева и Березина, «Пикник на обочине» Стругацких, кники В. Пелевина, литература постапокалиптической тематики, фантастика западных классиков. Роман Д. Глуховского «Метро2033» можно выделить особо. Написан он уже достаточно давно, и несколько лет уже доступен к прочтению в Интернете, но книга вышла относительно недавно. Большую популярность среди индустриальщиков, диггеров и сталкер-готов она уже снискала, и стала в определенных кругах практически культовой. Разновидности сталкер-готов В связи с тем, что данное течение находится еще в стадии формирования, трудно с определенностью говорить о разновидностях СГ. На данный момент можно выделить два основных направления: магическое и, собственно, сталкерское. Возможно, со временем магическое направление, по имиджу мало отличающееся от сталкерского, начнет развиваться отдельно и получит свое название. Представители магического направления более сосредоточены на изучении магических практик и попытках их применения, в частности, в местах Силы. Сталкеры в основном стремятся к посещению мест, проникнутых атмосферой запустения, отчужденности, способствующих спокойной философской печали и размышлениям о Вечном. Любовь к мистической атмосфере, к посещению аномальных зон и мест древних капищ объединяет оба направления. Внешний вид В отличие от готов, СГ внешне мало отличны от обычных людей. Свой стиль одежды у них присутствует, но отнюдь не вызывающий и не привлекающий к себе излишнего внимания. Особенности стиля СГ – одежда черного цвета, а сам стиль находится где-то на стыке готического, повседневного и «милитари». Молодые люди предпочитают чисто черные джинсы, кожаные брюки, черные рубашки,футболки, свитера, как правило, безо всяких опознавательных знаков. Иногда на футболках встречаются только псевдомагические символы, названия любимых музыкальных групп или изображения пришельцев у любителей уфологии. В одежде доминируют прямые линии, в качестве летней одежды популярны куртки полувоенного кроя с большим количеством карманов, кожаные куртки, разгрузочные жилеты. Допускается наличие камуфляжа, но только не туристического ширпотреба, а деталей реальной военной формы. Находятся некоторые любители нацистской формы и символики, но часто это имеет в своей основе не симпатию к жестокому и преступному режиму, а тягу к мрачной и величественной эстетике III Рейха. Встречаются также любители советской атрибутики. В холодное время года СГ предпочитают длинные, как правило кожаные, плащи черного цвета. Девушки как правило одеваются в целом в том же стиле, что и молодые люди, а из традиционно женского относительно популярны длинные прямые черные юбки и платья, юбки в стиле "милитари", высокие сапоги и имиджевые ботинки на платформе. В качестве верхней одежды девушки-СГ также предпочитают длинные черные плащи. Обувь: военные или полувоенные ботинки черного цвет: Martins, Grinders, New Rock, Camelot, Garsing, ОМОН. Реже, особенно у девушек - высокие кожаные сапоги. Украшения: здесь основной принцип – черно-белый контраст. Популярны серебряные блестящие украшения в виде креста, анкха, знака радиационной или биологической опасности, различных магических символов. Реже – начищенные до блестка армейские бирки, патроны от АКМ, и прочая полувоенная символика, достойная жителей постапокалиптического мира. Тату: как правило различные магические и псевдомагические символы на руках, реже - символы биологической и радиационной опаности. Прическа - парни: длинные, желательно, черные волосы, распущенные или собранные в хвост. Также не возбраняются обычные прически, наличие небольшой "мефистофельской" бородки. Не приветствуются короткие стрижки и бритые головы. Прическа - девушки: длинные прямые волосы чисто > черного, рыжего, или естественного цвета. Короткие стрижки не приветствуются. Make-up: у девушек, как правило, черный грим и темно-красная помада, работающая на создание мистического, но не загробного образа. Мужчинами make-up практически не используется. Аксессуары: военной, индустриальной и магической тематики. Магические символы, предметы культов, холодное и огнестрельное оружие современной эпохи, оружейные патроны, бирки, ржавые болты, средства химической и радиационной защиты: Л-1, ОЗК, ОКЗК, КЗС, противогазы (мечта каждого СГ - ПМК-2), сварочные и обычные темные очки. Но самый главный "аксессуар" СГ – профессиональный или полупрофессиональный фотоаппарат, с которым он бродит по заброшенным местам. Некоторые имеют страсть к старой раритетной фототехнике. Транспорт В связи с тем, что большинство тусовки СГ – это люди в возрасте около 20-25, многие из них являются обладателями личных авто. В какой-то мере культовым является автомобиль – дитя холодной войны, способный удовлетворить страсть СГ к вылазкам по затерянным в глуши базам и аномальным зонам – ГАЗ-69. Однако, легендарных джипов осталось не так уж и много, на всех СГ их не хватит, да и на работу на таком ездить неудобно, поэтому популярны просто «мрачные» авто, вроде традиционно используемой ГБ и другими госструктурами черной Волги-3102, а также тяжелых черных американских автомобилей. Из популярных авто-аксессуаров можно назвать светомаскировку на фарах, отделку салона с использованием темно-красного дерева, тонированные окна, обилие хрома снаружи и в салоне, и военные поясняющие таблички. Мототехника также популярна в среде сталкер-готов, хоть и не является предметом культа, как у байкеров. Здесь предпочтение отдается классическим моделям в стиле "черный с хромом": Harley-Davidson, Kawasaki, Урал, Днепр, BMW. Вообще, можно сказать, что стремление к обладанию транспортными средствами у СГ намного выше, чем у других родственных мрачных субкультур. Причина этого вполне понятна - желание свободно перемещаться по стране в поисках новых заброшенных объектов. Напитки Уважением пользуется красное вино, традиционно применяющееся на ядерных объектах для вывода из организма радионуклидов, и напоминающее своим цветом кровь; темное пиво, традиционно готический абсент. Однако, сильное пьянство в кругах СГ, в отличие от компаний сталкеров и диггеров, не в почете, алкоголь служит скорее для легкого расширения сознания и для поддержания компании. Любовь В идеале парень-СГ должен встречаться с девушкой из своих кругов. Однако, на практике СГ не возбраняется заводить любовь из других, близких по убеждениям кругов, например из готов, из любителей мистики, практикующий магов, экстрасенсов, диггеров, экстремальных военщиков, уфологов и аномальщиков, сталкеров-индустриальщиков, военных поисковиков (да и среди СГ немало копателей), фотографов и просто любителей определенной мрачной и «сталкерской» атмосферы. Сленг Своего специфического языка у сталкер-готов практически нет. Есть только темы, на которые они обычно беседуют: вылазки на очередной объект, магические практики, вопросы Сверхъестественного, фотография, музыка, кино. Обсуждению прикидов внимания почти не уделяется. Для СГ одежда – не символ своей социальной принадлежности, а просто стремление привести свой вид в гармонию с миром внутренним, да и окружающим тоже. Специфическре слово «трип» означает вылазку на очередной объект (взято из языка наркоманов - галлюцинации после приема наркотика прим. darkened-mind) Есть ряд заимствований из диггерского лексикона: "мОнтер", "ЧОПпер", "палево", "залаз" и т.п. Ещё у СГ, близких к магии, принято брать себе «магические имена». Интернет Центрального портала у СГ нету, но сами близкими по тематике к этому течению можно считать многочисленные «сталкерские» галереи заброшенных объектов и странных мест, а также сайты околоаномальной, магической и уфологической тематики. Некоторые СГ общаются между собой на RGP и caves.ru . Жизнь В обычной жизни СГ внешне мало отличаются от остальной умеренно-неформальной молодежи, однако им свойственна замкнутость, мизантропия, нелюбовь к большим скоплениям народа, шумным увеселениям. Их стихия – осенние пустыри под пасмурным небом, серые корпуса недостроенных НИИ, заросшие многолетним бурьяном руины некогда могучих военных баз, мрачные закоулки старой Москвы и Питера. Сталкеры и готы Отношение СГ к готам нельзя назвать очень хорошим. Некоторые СГ – это выходцы из готических кругов, и они относятся к своему старому кругу как правило либо положительно, либо нейтрально. СГ, которые пришли к мрачной философии из поисковиков, диггеров, аномальщиков, любителей мистики, туристских кругов, относятся к готической тусовке часто с иронией. Посмеиваются над их стилем, над тем, что готы часто подражают мистическому образу, но в реальной мистике мало что понимают, что они только и заняты тем, что совершенствуют свои прикиды. Иногда упрекают готов в том, что их культура чужда России, и даже у русских готов все, от имен-ников до названий течений имеет исключительно нерусское написание. Некоторые СГ причисляют себя к готам, другие же утверждают, что культура мрачных сталкеров к готике отношения не имеет. Но в целом никакого принципиального антагонизма между СГ и готами нет.
(статья слегка сокращена)